Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Первоисточники 15-ти известных фраз и выражений.

1. О мёртвых либо хорошо, либо ничего.

Автор оригинальной фразы «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды» древнегреческий политик и поэт Хилон из Спарты (VI в. до н. э.). Эту фразу использовал историк Диоген Лаэртский (III в. н. э.) в своём сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов». 

2. Век живи — век учись.

Автор  фразы — Луций Анней Сенека. Полностью она звучит  так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».

3. Народ безмолвствует.

Эти два слова из поэмы А.С. Пушкина «Борис Годунов», их принято считать выражением молчаливой покорности народа, готового принять любое решение власти. У Пушкина — наоборот.   

После расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.

Цитата: 

«Мосальский: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. 

Народ в ужасе молчит.

Мосальский: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует». 

4. Цель оправдывает средства.

Это короткий вариант полной фразы: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства». Её автор основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола. 

5. Истина в вине.

Это высказывание принадлежит не Александру Блоку (он лишь повторил половину), а Плинию Старшему, сказавшему: «In vino veritas, in aqua sanitas, то есть «истина в вине, а здоровье в воде»

6. Религия есть опиум для людей.

Collapse )

19 мая 1536 года. Казнь Анны Болейн.

Современники считали Анну Болейн некрасивой, но на рисунке гениального художника Ганса Гольбейна Младшего она выглядит привлекательной: овал лица, нежные губы, умный взгляд ...
Рисунок создан в 1532 году, а в следующем (1533) Анна станет женой Генриха VIII.

Очень выразительны изображены глаза Анны, они притягивают внимание, беспокоят и вызывают ощущение нарастающей тревоги. Жестокая гибель Анны Болейн произойдёт только через четыре года, но художник, рисуя портрет, словно предчувствует будущую трагедию ...

Анна Болейн.jpg
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Болейн. 1532. Цветные мелки, тушь, бумага, наклеенная на дерево.


Между Генрихом VIII и Анной Болейн была любовь. Генрих писал Анне нежные письма, признавался в чувствах: "Мое сердце будет вечно принадлежать вам одной, охваченное этим желанием так сильно, что сумеет подчинить ему и желания своего тела".

Любви Генриха к Анне Болейн хватило только на три года. Он охладел к ней и увлёкся Джейн Сеймур. Чтобы освободить дорогу новой королеве, Анну обвинили в государственной измене и в супружеской неверности. Она была приговорена к смертной казни.

Перед казнью Анна была спокойна. Она ещё раз поклялась, что никогда не изменяла супругу, и сказала речь, в которой были такие слова: "Я не обвиняю никого. Когда я умру, помните, я чтила нашего короля, доброго и милостивого ко мне. Вы будете счастливы, если господь даст ему долгую жизнь, так как он одарён многими хорошими качествами: страхом перед богом, любовью к своему народу и другими добродетелями, о которых я не буду упоминать".

Казнь свершилась быстро - палач-мечник отсёк бывшей королеве голову одним ударом меча. Генрих, нетерпеливо ожидавший конца мероприятия, повеселел и закричал: "Дело сделано. Спускайте собак, будем веселиться".
В тот же день он женился на Джейн Сеймур.
Как говорил Пушкин: о, времена, о, нравы!

После казни Анны Болейн все её портреты были уничтожены, как и всё, что о ней напоминало. До нашего времени сохранился один портрет (неизв. художника), ставший официальным изображением, и рисунок Ганса Гольбейна Мл. (выше).

Король Генрих IV. Последний день жизни.

Есть у меня книжка "Календарь знаменательных дат", открыла и узнала, что ровно 411 лет назад 14 мая 1610 года был убит Генрих (Анри) IV - французский король. Заинтересовалась.

На своих портретах (а их много) Генрих IV выглядит симпатично, и, глядя на его лицо, хочется верить, что он был мудрым, рассудительным, смелым военачальником и добрым человеком, ибо положительные черты характера обязательно отражаются на лице.
Про Генриха говорили, что он желал, чтобы в доме каждого его подданного стоял на столе горшок с курицей! "Он добрый был король!" ))))))

Даже мудрый Вольтер верил в доброту Генриха и в своей эпической поэме "Генриада" идеализировал Генриха, сказав, что он правил Францией "по праву завоевания и по праву рождения".

генрих 4-2.jpg
Франс Поурбюс Младший. Генрих IV, король Франции и Наварры. 76х60. Версальский дворец.


Помню, в концертах часто исполняли игривую песенку о Генрихе Четвёртом (композитор Тихон Хренников), его в ней называли по-французски Анри. Часто напеваю эту песенку во время очередной уборки для поднятия боевой работоспособности. Особенно привязчив припев: лена-лёна-бум-бум, лена-лёна-бум-бум... непонятный и смешной!

Песенка про Анри - это вольный перевод популярной французской песни "Vive Henri IV!", написанной композитором Эсташем Дю Корруа в 1590 году. Песня была неофициальным гимном Франции до Великой Французской революции 1790 года, да и в наши дни популярна во Франции.

"Vive Henri IV!", написанная в виде марша, была известна и в России, например, о ней упоминает А.С.Пушкин в повести "Метель", её там распевают при встрече русских войск, возвращающихся из Заграничного похода. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" эту песню поют пленные французы. Музыкальная тема песни звучит в финале балета П.И. Чайковского "Спящая красавица".

генрих красавчик.jpg
Генрих IV - красивый сам собою!


!4 мая 1610 года был для Генриха несчастливым. Он собирался отдохнуть перед тем, как вскоре (через 4 дня) бросить вызов испанским и австрийским Габсбургам, обложивших Францию с трёх сторон. Отправился покататься в открытой коляске по Парижу

Коляска (почему-то?) свернула на парижскую улочку rue de la Ferronnerie (шириной всего 4 метра). Она осторожно пробиралась вперёд, но вдруг путь ей преградили какие-то телеги. Коляска остановилась, и тут к ней (словно ждал) подбежал рослый рыжеволосый мужчина, вскочил на подножку коляски и нанёс Генриху три удара кинжалом. Один из ударов стал смертельным.

Генрих 4.jpg
Шарль-Густав Хоузес. Убийство Генриха IV и арест Равайяка 14 мая 1610 года. 19 в. Замок По.


Герцог де Монбазон и герцог д’Эпернон, сопровождавшие короля и находившиеся в коляске, даже ухом не повели и спохватились только после того, как король упал к ним на руки. На картине (ниже) они поддерживают тело короля, а их лица выражают удивление и вопрос: "Сир, что с Вами такое?" )))

генрих в карете.jpg
Картина неизв.художника. Видно, как Монбазон и д’Эпернон безучастны, уснули, наверное )))))


Охрана короля схватила убийцу и потащила его в отель Гонди, чтобы допросить с пристрастием, а короля тем временем повезли в Лувр. (Вероятно, телеги уже успели оттащить).

На допросе выяснилось, что убийцу зовут Жан Франсуа Равальяк, он стряпчий из Ангулема, что убил Генриха по внутреннему побуждению, и никто его на убийство не подговаривал. Судьи не поверили его словам и даже обещали Равильяку отпущение всех грехов, если признается, но тот стоял на своём.

Равильяка приговорили к казни: прилюдное четвертование с помощью лошадей, но толпа на Гревской площади свершила своё правосудие, она отвязала убийцу и сама растерзала его в клочья.

генрих и равиньоль.jpg
Кордуа Конрад. Убийство Генриха IV и пытка Равальяка. Гравюра начала XVII в.
Национальный музей замка По, Франция.


Интересная гравюра Конрада Кордуа - на ней показаны сразу три этапа трагедии: внизу само убийство, выше четвертование, а на самом верху портрет Равильяка с орудием убийства.

Вечером того же 14 мая тело убитого забальзамировали, уложили в гроб, который простоял в Лувре почти полтора месяца.
Похоронили короля 1 июля 1610 года в королевской усыпальнице аббатства Сен-Дени.
В Сен-Дени королевские регалии не снимались с тела короля до самого последнего момента, пока не была произнесена знаменитая ритуальная фраза:"Король умер! Да здравствует король".

Сердце Генриха, согласно его распоряжению, было передано для захоронения в капелле иезуитской коллегии Ла Флеш.

Преемником Генриха стал его восьмилетний сын Людовик. Регентшей до совершеннолетия наследника была объявлена вдова короля Мария Медичи, которая за день до убийства мужа (13 мая 1610 года) была коронована в Сен-Дени.

В народе пошли слухи, что король пал жертвой зловещего заговора его приближённых. Впоследствии эту версию признавали правдоподобной первый министр Генриха IV герцог Сюлли и кардинал Ришелье.

Вот так закончил жизнь Анри Четвёртый – "он добрый был король"!

Ниже Знак, обозначающий место убийства Генриха IV на парижской улице rue de la Ferronnerie. Снимок из ЖЖ aisses_s

знак генриха.jpg

Единственное цветное фото Л.Н. Толстого.

23 марта 1908 года Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) попросил разрешения у Л.Н. Толстого приехать в Ясную Поляну ("на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду"), чтобы сделать цветные фотопортреты самого Толстого, его супруги Софьи Андреевны и окрестных пейзажей.

Толстой ответил согласием, и 23 мая (5 июня по новому стилю) 1908 года Прокудин-Горский приехал в Ясную Поляну. Он провел в усадьбе три дня и создал не менее 16 фотографий. Самым известным стало фотоизображение Л.Н. Толстого, которое "является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры".

Съемка была сделана за один раз. Кассету с пластинами Прокудин-Горский собственноручно доставил в Москву. Там из кассеты вынули пластины и, тщательно упаковав, увезли в Петербург, где было произведено их проявление.

прокудин-горский толстой.jpg
С.М.Прокудин-Горский. Л.Н. Толстой. 1908 г. Ясная Поляна. Государственный музей Л.Н. Толстого. Архив рукописей. Портрет воспроизведен с литографского оттиска.


Из пояснения Прокудина-Горского: "Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала со своей стороны все меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее спасибо".

Впервые фотопортрет был опубликован в августовском выпуске "Записок Императорского Русского Технического общества". "В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения".

В дальнейшем фотопортрет Л.Н. Толстого неоднократно воспроизводился. Время от времени появлялся и в советской литературе, имя автора снимка не указывалось, и оно было забыто на долгие годы.

Местонахождение негатива этой фотографии до сих пор неизвестно. Предположительно он сначала находился в петербургском Пушкинском доме, затем был передан в Москву в музей Л.Н.Толстого.

В Пушкинском доме есть черно-белый диапозитив фотографии, выполненный самим Прокудиным-Горским.
В коллекции библиотеки Конгресса США есть черно-белая копия фотографии.

Об Анне Владимировне Бобринской.

На портрете ниже изображена Анна Владимировна Бобринская, жена Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова. Портрет написан неизвестным художником и датируется 1806-07 годами, то есть в момент написания портрета Анне Владимировне было 37-38 лет, и она уже 10 лет была замужем.

Очень хороший портрет, настоящее произведение искусства. Жаль, что не сохранилось имя художника, потому что по портрету можно судить о его значительном живописном таланте.

На первый взгляд женщина на портрете не привлекает внимания, но, приглядевшись, можно заметить её прелесть, не смотря на крестьянскую простенькую внешность. Одета женщина изыскано, в модном стиле ампир. Платье античного покроя, из драгоценностей лишь нитка жемчуга на шее и заколка в волосах, волосы уложены в изящную причёску на греческий манер, через плечо перекинуто покрывало с контрастной каймой, говорящее о принадлежности дамы к знатному роду. Лицо милое, взгляд живой, в глазах читается ум ... Весь облик смотрится органично и вызывает хорошее впечатление.

Мне приятно думать, что так могла бы выглядеть Маша Миронова из пушкинской "Капитанской дочки".

Разумеется, внешность бывает обманчива, часто внешняя красота резко контрастирует с душевной деградацией (примеров много), но тихая прелесть Анны Владимировны на портрете и положительные отзывы о ней современников, подтверждают моё положительное впечатление.

анна бобринская.jpg
Неизвестный художник. Портрет графини Анны Владимировны Бобринской. 1806-07 г.г., холст, масло. 68,0х54,0 см. Государственный Эрмитаж.


Анна Владимировна родилась в Ревеле в 1769 году в семье барона Вольдемара Унгерн-Штернберга, происходившего из старинного остзейского рода, зародившегося в начале 13 века.
[Spoiler (click to open)]
Родители Анны владели поместьем Кирна в окрестностях Ревеля, а сам Вольдемар Унгерн-Штернберг служил комендантом Ревельской крепости.
К коменданту частенько заходил в гости знатный горожанин Алексей Григорьевич Бобринский. В Лифляндии недалеко от города Юрьев (Дерпт) у него было имение с замком Оберпален.

Унгернам было известно, что Бобринский был сыном императрицы Екатерины Великой, и когда Алексей попросил руки их дочери Анны-Доротеи, они очень удивились и даже испугались. Жених был состоятельный и высокого положения, да и невесте было уже 27 лет, можно было бы их соединить брачным союзом, но комендант знал, что императрица рассчитывала женить сына на одной из немецких принцесс, поэтому не давал разрешения на брак.

Но Алексею очень понравилась девушка, и он был настойчив. Да и сама Анна была не против выйти замуж за красивого молодого человека, хотя считала, что не пара ему. Алексей написал матери о своём решении жениться, и Екатерина ответила согласием.

Узнав об этом, папаша Унгерн-Штернберг тоже дал согласие. Свадьба состоялась 16 января 1796 года. Жениху было 34 года, невесте 27.

Бобринские.jpg
Алексей Григорьевич Бобринский и Анна Владимировна Унгерн-Штернберг.


Екатерина пригласила молодых в столицу и приветливо их приняла. Выбор сына одобрила. Анна понравилась Екатерине Алексеевне приятной внешностью, скромностью, умом, хорошим воспитанием и нежным отношением к мужу.

После аудиенции Бобринские вернулись в Лифляндию. В ноябре того же 1796 года Екатерина Алексеевна скончалась, и императором стал её старший сын Павел I.

Павел разрешил брату вернуться в Петербург и осыпал его милостями, одной из которых было возведение Бобринского в графское достоинство.

Супруга Павла I Мария Фёдоровна в 1798 году подарила Бобринским усадьбу-дворец на Галерной улице в Петербурге. (В настоящее время дворец Бобринских занимает факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета).

Алексей Григорьевич был добрым, мягким, семейного склада человеком и не испытывал тяги к военной и государственной службе, поэтому в 1798 году он попросился в отставку и поселился в Богородицком имении под Тулой, где занимался сельским хозяйством и приятными его сердцу науками - минералогией и астрономией. Над домом на Галерной он даже построил башенку, которая служила ему обсерваторией. Иногда из деревни Бобринские заезжали в Петербург и Обер-Пален.

Портретов, показывающих Анну Владимировну в детстве, увы нет, зато детских портретов её мужа Алексея Григорьевича Бобринского целых два:

Бобринский Алексей.jpg
Слева: Фёдор Рокотов. Портрет Алексея Бобринского во младенчестве.
Справа: Кристинек Карл Людвиг. Портрет графа Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины II (1769), Государственный Эрмитаж.
На портрете Кристинека Алёше Бобринскому 7 лет.


Анна Владимировна была Алексею Григорьевичу верной женой. Между супругами сохранялись добрые отношения, в основе которых лежала взаимная любовь. Через два года после свадьбы (1798) у четы Бобринских родился первенец – дочка Мария, а в последующие годы три сына - Алексей, Павел и Василий.

Предположу, что имена своим сыновьям Алексей Григорьевич дал не просто так, а со значением. Первого сына Бобринские назвали Алексеем, думаю, так захотела сама Анна Владимировна из любви к мужу. Среднего сына назвали в честь его дяди, старшего брата Павла I, а младшего - в честь Василия Григорьевича Шкурина, в семье которого Алёша Бобринский воспитывался с рождения до 12 лет.

Граф Алексей Григорьевич Бобринский умер в возрасте 51 года (1813) от паралича (запись в церковной книге) и был похоронен в семейном склепе в Бобриках (Тульская область).

После смерти мужа Анна Владимировна продолжала заниматься хозяйством и воспитывать детей. Летом семья проживала в тульском Богородицке, а зиму проводила в своем доме в Москве (Малая Никитская ул., д. 12).

соколов п. портрет графини а.бобринской.jpg
Соколов П.Ф. Портрет Анны Владимировны Бобринской. Акварель.


Когда дети подросли, семья Бобринских переселилась в Петербург в дом-дворец на Галерной улице. Дом был отремонтирован, расширен и заново отделан.
Дом на Галерной стал знаменитым на всю столицу, он был «ежедневно открыт по вечерам, но тут собирались немногие, но избранные».

Анна Владимировна устраивала приёмы, любительские спектакли, маскарады, званые вечера и балы (когда присутствовали члены императорской фамилии).
Вечера в доме на Галерной проходили без танцев и карточных игр, гости наслаждались спокойными беседами и обществом друг друга.

И.М. Долгорукий вспоминал о графине Бобринской, что она отличалась «добротой в намерениях и простотой в обычаях».
«Она была уже не молода, но здорова и во всех физических силах, при том чрезвычайно богата; она увлекалась во все роды житейского удовольствия».

Барон М.А. Корф отмечал, что графиня Анна Владимировна - «одна из почтеннейших, умнейших, и наиболее любимых дам высшего круга. Замужество открыло ей доступ ко двору, а высшие качества и пленительный ум не замедлили к ней всех привязать».

В 1830-е годы в доме на Галерной бывал А. С. Пушкин. Анна Владимировна была расположена к поэту и не раз выручала его, замечая промахи в соблюдении этикета.

Гау В.И. Бобринская А.В. 1837.jpg
Гау В.И. Портрет графини Анны Владимировны Бобринской. 1837. Картон, акварель, белила, лак. 31,5х25,2 см. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.
А.В.Бобринской на портрете 68 лет.


Анна Владимировна не имела никакого придворного звания, но её положение при дворе было исключительным. К ней очень хорошо относилась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (супруга Павла I). Император Александр I, а позже Николай I часто навещали Анну Владимировну и общаясь, ласково называли «ma tante» («моя тетушка»).

Скончалась Анна Владимировна в Санкт-Петербурге в 1846 году (77 лет). Похоронена в усыпальнице Бобринских в селе Бобрики рядом с мужем.

Генрих Семирадский. Христианская Дирцея.

Семирадский 1889 (100x154, 29Kb)Художник Генрих Семирадский чистый академист, и мне очень нравятся его работы. Жаль только, что с картиной «Светочи христианства» он пожмотничал и не уступил Третьякову в цене, а то висела бы картина (кстати, огромнейшая) в Третьяковской галерее.

Справа на фото - Семирадский Генрих Ипполитовч.

Но я сейчас о другой картине Семирадского - это «Христианская Дирцея в цирке Нерона», её чаще называют короче – «Христианская Дирцея». Семирадский создал много картин на исторические и мифологические темы, и эта одна из них.

Дирцея жила в 60-х годах I века нашей эры — во второй половине правления римского императора Нерона. При Нероне начались гонения на приверженцев христианства. Ранних христиан обвиняли в покушении на государственный строй, хватали, заточали в подземелья и прилюдно казнили. Казни одновременно служили римлянам развлечениями, частым видом которых были театрализованные казни римлянок-христианок. На сцену цирка или театра выгоняли свирепого быка, к его спине привязывали женщину, и гладиаторы гоняли быка по арене и метали в него копья, пока тот не погибал, а вместе с ним и привязанная жертва.

Такой способ казни Нерон (образованный сукин сын) почерпнул из древних мифов.

Миф о Дирцее.
Нимфа Антиопа была женой фиванского царя Лика, имела от него двух сыновей Зефа и Амфиона. Ненасытный сластолюбец Зевс соблазнил Антиопу, и она не устояла. Об измене жены узнал Лик. Он отказался от Антиопы, как от жены, и бросил её в заточение. Заодно отказался и от сыновей. Мальчиков, брошенных на произвол судьбы, подобрали и вырастили пастухи.
Лик женился на Дирцее, которая сильно невзлюбила Антиопу. Во время праздника в честь Вакха, Дирцея собиралась привязать Антиопу к рогам дикого быка и отпустить его. Зеф и Амфион узнали о замысле мачехи, освободили мать, а вместо неё к рогам привязали Дирцею, которая умерла страшной смертью.


Семирадский Христианская Дирцея.jpg
Семирадский Г.И. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897. Холст, масло, 263х530. Национальный музей, Варшава.

Художник закончил картину в начале 1897 года, а в мае она была представлена на Всемирной выставке русского отдела в Венеции. «Христианская Дирцея» Семирадского и «Дуэль» («Простите») Репина стали «гвоздём программы» - посетители стояли возле них толпами.

В феврале 1898 года картина прибыла в Санкт-Петербург и представлена общему обозрению на VI выставке Петербургского общества художников. Это полотно было в центре всеобщего внимания, что стало важнейшим событием художественной жизни России. Публика шла смотреть картину, не обращая внимания на критические отзывы.
[Описание картины]
В центре картины изображены император Нерон и казнённая римлянка рядом с убитым быком.
Нерона доставили на арену в царских носилках чернокожие носильщики. Они стоят у входа и держат паланкин наготове: ожидают, когда Нерон насладится видом мёртвой женщины и захочет удалиться.

Нерон в одет в белую тогу с красной каймой и закутан в роскошный, расшитый золотом плащ, на голове венок из золотых лавровых листьев. Нерон, как любитель прекрасного, даже казнь обставил красиво: верёвки, которыми женщина была привязана к быку, он приказал увить гирляндами живых цветов.

Изображение мёртвой женщины даёт понять, как была мучительна и ужасна была её смерть. Наверняка она кричала от страха и цеплялась пальцами за бычью шкуру в тщетной надежде спастись, но гладиаторы-матадоры метали в быка копья, и обезумевшее от боли животное носилось по арене, терзая свою всадницу. Насколько эти движения были судорожны и непредсказуемы, рассказывают полотнища располосованной одежды христианки и намотавшиеся на рога её длинные волосы.

Слева от Нерона стоит (боком) его ближайший сподручный префект претория Гай Софоний Тигеллин, позади приближённые из свиты. Справа от Нерона два охранника бордовых туниках с топориками в руках. Между Нероном и охраной застыл в ожидании миловидный юноша, в его руках на расшитом покрывале кифара ...

Нерон смотрит на тело погибшей женщины, и в его взгляде нет ни сочувствия, ни сожаления. Наоборот, по его позе можно предположить, в его голове рождаются первые строчки новой песни ...
Публика на ажурном балконе, возлюбленная Нерона в ложе с коврами, прочие присутствующие замерли в ожидании нового шедевра императора-артиста!

Никому нет дела до убитой женщины, ведь это в порядке вещей, и подобная казнь ожидает каждого, кто пойдёт против устоев священного Рима!

Картина наполнена многими действующими лицами и выписана с мельчайшими подробностями и историческими деталями. Тут и уборщики с вилами, готовые оттаскивать мёртвые тела, и гладиаторы, и два буцинатора в буцинами в руках ... Тщательно выписаны одежды, архитектурные детали, само здание цирка.

«Христианская Дирцея в цирке Нерона» была последней крупноформатной картиной Генриха Семирадского.

Другие крупноформатные полотна художника:
- Грешница (1873) – 250х499, Русский Музей, С-Петербург.

- Светочи христианства. Факелы Нерона (1876) - 385×704 Национальный музей в Кракове.
Описание картины

- Танец среди мечей (1881) - 120×225 Третьяковская галерея, Москва. Уменьшенная 2-я авторская копия с утраченного оригинала (из коллекции Солдатенкова).

- Оргия времён Тиберия на острове Капри (1881) – 101,5х216 Третьяковская галерея, Москва.

- Фрина на празднике Посейдона в Элевзине> (1889) - 390×763,5 Русский музей, С.-Петербург.
Описание картины


© Copyright: Мита Пе, 2021

О пиковой даме Авдотье Федотовне.

Последние дни я занималась чтением любимых книг и литературными изысканиями. Прочла (перечитала, конечно) повесть А.С. Пушкина  «Пиковая дама»,  ещё раз посмотрела художественный фильм  «Пиковая дама», заинтересовалась персонажами повести, в частности, графиней. Тут всё взаимосвязано, и всё переплетается друг с другом. 

Однажды дальний родственник и светский приятель Пушкина князь Сергей Григорьевич Голицын поведал ему интересный эпизод из жизни своей бабушки  Натальи Петровны  Голицыной (ур. Ушаковой). 

В Париже она проигралась в карты, и на ней повис огромный долг. У мужа  (Владимира Борисовича Голицына) на уплату не хватило денег, и княгиня была в отчаянии – ведь картёжный долг  дело чести!  Граф Сен-Жермен открыл ей секрет  трёх карт (тройка, семёрка, туз), и графиня отыгралась. 

"...лет шестьдесят тому назад... <...> ... она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что‑то очень много. <...> Бабушка не знала, что делать. <...> Вы слышали о графе Сен‑Жермене... <...> ...он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал... <...> Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно..."

Николаев А.В. Графиня и Сен-Жермен
Николаев А.В. Графиня и Сен-Жермен

Эта история похожа на исторический анекдот и, возможно, была выдумана Голицыным (он был мастер всяких забав и придумок!), а о его бабушке по Петербургу ходило множество сплетен и слухов – знаменитая была дама!

Collapse )

Ария графини и ... всякие мысли.

Вчера опять слушала Арию Графини из "Пиковой дамы" в исполнении Елены Образцовой и Валентины Левко. Так и прыгала от одной записи к другой и обратно - нравятся обе! У Образцовой графиня пожёсче, у Левко понежнее, оно понятно, голоса разные, но суть одна - нагулялась красавица-графиня в молодости и так ей сладко сейчас об этом вспоминать!
Сидит старушенция и бубнит себе под нос:

Je crains de lui parler la nuit,
J'écoute trop tout ce qu'il dit,
Il me dit: je vous aime,
Et je sens, malgré moi,
Je sens mon coeur qui bat, qui bat,
Je ne sais pas pourquoi.


Я не изучала французский, но часть арии (Je crains de lui parler la nuit) знаю наизусть, хе-хе, за неоднократное прослушивание и эфиопский запомнишь! Вся ария звучит по-русски, но к концу графиня переходит на французский, один куплет повторяет три раза. В середине мурлыкающий французский текст перебивается грубым русским:"Чего вы тут стоите? Вон ступайте!" (Левко поёт "вон подите", что, на мой взгляд, более беспардонно)

Так графиня обращается к своему окружению - служанки-приживалки-угодницы-нахлебницы-крепостные рабыни, которые ввели её под белы руки в спальню, усадили в кресло, поправили чепчик и встали вокруг, не зная что делать, дальнейших указаний-то не было ... Но вот графиня рыкнула, и они вмиг исчезли по углам!
А графиня продолжает млеть в воспоминаниях, пока не засыпает ...

В опере графиня умирает, Лиза тоже погибает. А у меня вопрос: куда деваются все эти служанки-приживалки, когда их кормильцы умирают? Хорошо, если новые владельцы оставляют их в доме, а если нет? Отправляют в деревню, где они доживают свой век в нужде и голоде? Или просто выставляют за ворота, и им приходилось побираться под окнами? Но то и другое равносильно убийству!!!

У Тургенева есть пьеса-комедия "Нахлебник" - про приживальщика Василия Семёновича Кузовкина. Я перечитала пьесу и пересмотрела фильм-спектакль МХАТа, где Кузовкина бесподобно играет Михаил Яншин. От его игры - волнение, слёзы и жалость, можно было бы расплакаться о доле несчастного старика, но Тургенев всё обратил в шутку. Новые хозяева всё же выгнали старика, но проделали это благородно и элегантно (из-за щекотливой истории в основе сюжета). Кузовкину дали денег и сельцо Ветрово и выпроводили восвояси. Пьеса - комедия (хотя смешного мало), потому и закончилась счастливо, в жизни всё не так.

Вопрос остался открытым, те, которые "подите прочь", что с ними? Бесправные, обездоленные, неприспособленные ... Жалко их, а их много ... Какое всё же чудовище это крепостное право! Кузовкин, хоть и дворянин, но по жизни тот же крепостной. Зависимость делает человека рабом.

Моя мысль от нахлебников перекинулась на крепостничество - сколько талантливых людей было крепостными! Навскидку сейчас припоминаются лишь известные имена: художники Тропинин, Аргунов, Кипренский, архитектор Воронихин, композитор Гурилёв, поэт Иван Макаров, скульптор Борис Орловский (памятники Кутузова и Барклая перед Казанским собором, статуя ангела на Александровской колонне) .... Ужас, дикость и гнусность! Человек владеет человеком как собственностью, может его купить, продать, разлучить с семьёй, даже убить ...

Так что графине я совсем не сочувствую. А поёт она хорошо )))))))))))))



В ролике Графиня показана не в парадном (с бала), а в ночном платье, прислужницы уже переодели её. А предшествовало переодеванию сцена, описанная Пушкиным в "Пиковой даме", интересно её вспомнить для самообразования в области интимного быта знатных пожилых дам.
Графиня в ролике ещё не совсем готова отправиться в постельку, на её руках ещё сверкают кольца и перстни, на груди брошь, а на голове серебряно-кудрый парик ...

У Пушкина написано, что под напудренным париком у неё оказалась коротко стриженная голова! Хи-хи! Хотелось бы мне посмотреть на графинь в опере стриженных "под ноль", вот бы было прикольно!

Глава 3.
"Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета; наконец графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна".

Актёр Борис Каморзин. Нравится!

Борис Борисович Каморзин (ударение на «и») актёр театра и кино нравился мне давно, но его фамилию  я долгое время не знала. В основном, я замечала  его  во второстепенных ролях (показался, блеснул и исчез), так и оставался для меня безымянным. Но, начав рубрику «нравится», я всё же решила узнать поподробнее об этом  талантливом человеке, и Интернет оказал мне такую услугу. И хочу сказать, что  биографические данные актёра Каморзина, ещё лучше расцветили для меня его талант. 

Борис Борисович Каморзин.
Борис Борисович Каморзин.

Борис Каморзин родился в Брянске 10 ноября 1966 года. Его родители были актёрами, и,  по словам Бориса Борисовича, «его детство прошло за кулисами». Конечно, он мечтал стать артистом. Но мальчик был одарён ещё музыкально. После 7-го класса общеобразовательной школы его пригласили учиться в Центральную среднюю специальную школу при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Но после музыкальной школы в консерваторию он не поступил, так как ушёл в армию.  

После армии учился в Щукинском театральном училище. После окончания училища (1991) поступил в московский ТЮЗ (Театр юного зрителя). Там он познакомился со своей будущей женой администратором театра Светланой. После года работы в МТЮЗе  Каморзин год проработал в Театре Вахтангова, но снова вернулся в МТЮЗ. 

Борис и Светлана поженились и с тех пор не расставались, вместе переживая трудности и жизненные испытания.  У них есть сын Борис.

Борис Борисович смеётся: «Слава Богу, жена с пониманием относится к моей профессии, она не ревнует меня к партнершам по съемочной площадке, а поклонниц у меня и нет – в кино не образ героя-любовника, поэтому женским вниманием не избалован».

Верно, роли в кино у Каморзина серьёзные – прокурор, техник, милиционер, осведомитель-стукач, композитор, чиновник, драматург, картёжник, ювелир, фотограф и так далее. Но Каморзин такой искренний и естественный в исполнении своего персонажа,  что даже его отрицательные роли кажутся положительными.

В 2002-м году Бориса Борисовича пригласили сниматься в «Антикиллере,  в 2004-м  дали главную роль в фильме  «Долгое прощание». На актёра обратили внимание кинорежиссёры, и он стал востребованным. Популярности добавили роли в «Ликвидации» (2007) и в «Мосгазе» (2012). 

Борис Каморзин стал сниматься в кино с 1990 года и играет по сей день. Главных ролей у него мало, в основном, роли  второго плана, но эти роли сыграны им настолько выпукло и запоминающе, что в 2016 году Каморзин стал лауреатом XXX Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». 

В фильмография  Бориса Каморзина 120 фильмов ... с его фигурой, колоритностью, талантом он украшение любой картины. Думаю, так считаю не только я. ))) 

В первый раз я увидела этого актёра в своём любимом фильме «Что сказал покойник» (1999) в роли сержанта Якобсена,  роль небольшая, но исполнитель привлёк моё внимание, и с тех пор я стала ему радоваться, если встречала в каком-нибудь другом фильме (даже ещё не зная фамилии). 

Мне Борис Каморзин нравится, ему по плечу любая роль! В ноябре 2021-го ему исполнится 55 лет. Всего 55 лет! Впереди много несыгранных ролей. Желаю Борису Борисовичу продолжения счастья и дальнейших успехов в творчестве. 


Алексей Васильевич Петренко - день рождения.

Сегодня день рождения Алексея Васильевича Петренко - замечательного актёра театра и кино. Родился 26 марта 1938 года на Украине в селе Чемер Черниговской области. Умер в 2017-го в Москве.
Сегодня ему исполнилось бы 83 года.
Сыграл главных и второстепенных героев во множестве фильмов. Всякая его роль – событие! Назову лишь некоторые:
Пётр I ( Сказ про то, как царь Пётр арапа женил), Подколёсин (Женитьба), Чертков (Лев Толстой), генерал-лейтенант Егоров (В августе 44-го), генерал Иволгин (Идиот), Мокий Кнуров (Жестокий романс), Распутин (Агония) ...



А вот ЗДЕСЬ Петренко очень душевно поёт сербскую песню на сербском языке!