Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Будущая графиня из "Пиковой дамы" на семейном портрете.

Обожаю разглядывать исторические семейные портреты, особенно те, где изображены известные люди. В этом отношении мне интересна картина немецкого художника Давида Людерса, на которой изображена семья русского посла в Лондоне Петра Григорьевича Чернышёва.
Среди дочерей Чернышёва была Наталья, ставшая прототипом графини Анны Федотовны Томской в "Пиковой даме" А.С. Пушкина.

Картина написана в Лондоне, где Людерс в 1750-е годы работал, а Пётр Чернышёв служил.
На картине изображены сам Пётр Григорьевич Чернышов, его супруга Екатерина Андреевна и четверо детей – три дочери Анна, Дарья и Наталья и сын Григорий - такие все красивые, нарядные, довольные! ))))

Григория видно сразу, он единственный мальчик и стоит справа рядом с отцом. А девочек по именам я распознала не сразу, они все одеты как взрослые барышни (напудренные и нарумяненные), похожие друг на друга, да и выглядят старше своих юных лет. Захотелось узнать, кто из них кто.


Людерс Давид. Портрет посла П.Г. Чернышева с семьей. 1750. Холст; масло, 218х296,5 Эрмитаж.

[далее ...]
В 1738 году Пётр Григорьевич Чернышёв женился на фрейлине императрицы Анны Иоанновны Екатерине Андреевне Ушаковой, единственной дочери начальника Тайной канцелярии, сенатора и генерал-аншефа графа А.И. Ушакова.

В Интернете распространена информация, что у Чернышёвых было 11 детей: 3 сына и 8 дочерей, среди которых были близнецы брат и сестра. Я исследовала массу информации о детях Чернышёвых, заходила даже на "родовид", но насчитала всего лишь шестерых – двух мальчиков (Григорий и Андрей) и четырёх девочек (Анна, Дарья, Наталья и Мария).

Наталья Петровна позже написала заметки-воспоминания, в которых упоминается цифра 11, но, насчитав только шесть, недоумеваю, куда подевались остальные пятеро, если были, то сгинули бесследно, хотя биография П.Г. Чернышёв, видного государственного деятеля, чётко фиксировалась в анналах Коллегии иностранных дел. И в этих документах не говорилось о количестве детей, "умерших во младенчестве", везде упоминаются 6 детей.

Дочь Чернышёвых Анна умерла в 18 лет от тифа, дочь Мария умерла в 15 лет от оспы, Григорий умер в 9 лет, Андрей умер до шестилетнего возраста, то есть никак не во младенчестве. Как говорится, кто первый сказал, того и повторяют, даже если он ошибся.

В общем, я вычла из даты написания картины (1750) годы рождения изображённых детей и узнала сколько кому лет.

Мальчик Григорий определился сразу - он родился в 1746 году, значит, в 1750-м году ему было 4 года. На картине он справа рядом с отцом.
Старшая дочь Анна (в розовом платье) родилась в 1738 году, значит на картине ей 12 лет.
Слева от Анны Дарья, она родилась в 1739 году, и ей на картине 11 лет.

В левом углу сидит красивая девочка – это та самая Наталья ("Пиковая дама"), родившаяся в 1744 году. Она держит картину в овальной раме, на которой изображён мальчик, - это её брат-близнец Андрей. Причём художник Людерс, похоже, списал лицо Андрея с лица Натальи, ведь мальчик умер до 1750-го года.

Наталья Петровна вспоминала в своих заметках:
… Я родилась в Берлине в то время, как Батюшка был в оном министром; когда мне исполнилось два года, Батюшка был отправлен министром в Лондон, где мы оставались девять лет. При отъезде из Лондона в семье осталось только 5 детей (из 11 детей): один брат и 4 сестры.

(из 11 детей)
Вот где ошибка. Наталья Петровна либо описАлась, либо кто-то ошибся при переписке её заметок.

… Я родилась в Берлине ...
Чернышёва отправили послом в Берлин в 1741 году, он уехал туда с двумя дочками Анной и Дарьей. Третья дочь Наталья родилась уже в Берлине - в 1744 году.

Батюшка был отправлен министром в Лондон, где мы оставались девять лет.
С 1746 года Пётр Григорьевич занимал пост чрезвычайного посла в Лондоне, в том же году в Лондоне родился сын Григорий.
А в 1752 году там же в Лондоне родилась четвёртая дочь Мария, но на картине Людерса её нет, потому что картина написана двумя годами раньше рождения Марии.

При отъезде из Лондона в семье осталось только 5 детей
В 1755 году Чернышёв был отозван из Лондона и направлен послом в Париж. В Париж он приехал, как вспоминала Наталья Петровна, с пятью детьми: Анна, Дарья, "немка" Наталья, и "англичане" Григорий и Мария.

В 1763 году Пётр Григорьевич с семьёй вернулся в Санкт-Петербург. Он пользовался большим расположением Екатерины II, которая иногда навещала его и даже оставалась обедать.
Скончался П.Г. Чернышёв в Петербурге на 62-м году жизни, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

На картине изображены именитые родственники Чернышёвых-Ушаковых, написанные серой краской.

На картине слева над головой Натальи изображён вертикальный медальон с изображением графа Андрея Ивановича Ушакова (1672—1747), отца жены Чернышёва Екатерины Андреевны - русского военного и государственного деятеля, сподвижника Петра I, генерал-аншефа, начальника тайной розыскной канцелярии в 1731-1746 годах.

В середине картины сверху изображён портрет матери П.Г. Чернышёва - графини Авдотьи (Евдокии) Ивановны Чернышёвой, урождённой Ржевской. Она была одной из любовниц Петра I и получила от него прозвище "Авдотья бой-баба", видимо, неспроста. Из мемуаров Н.П. Вильбоа известно, что она "беспорядочным поведением своим имела вредное влияние на здоровье Петра".

Справа над головой П.Г. Чернышёва бюст его отца - Григория Петровича Чернышева (1672-1745), родоначальника графов Чернышёвых русского военачальника и государственного деятеля, сподвижника Петра I.


Франсуа-Юбер Друэ. Портрет молодой женщины. 1760-е. 73x60. Частная коллекция.


Французский портретист Франсуа-Юбер Друэ был модным художником в Париже, и многие парижские красавицы (и особы королевского дома) стремились бы быть запечатленными его кистью. Многие работы Друэ были безымянными (понятное дело почему), и овальный портрет молодой женщины (выше) тоже обезличен, но молва упорно твердила, что на этом портрете изображена Наталья Петровна Чернышёва.

В Париже, где её отец трудился русским посланником, шестнадцатилетняя красавица блистала на придворных балах в Версале, где на неё обратил внимание сам король Людовик XV.

Когда П.Г. Чернышёв с семьёй вернулся из Парижа в Россию, на красивую, умную, образованную Наталью (знала 4 языка) обратила внимание императрица Екатерина II и сделала её любимой фрейлиной.

В 22 года Наталья Петровна вышла замуж за красивого 35-летнего князя Владимира Борисовича Голицына, и Екатерина II лично украшала её свадебную причёску бриллиантами и присутствовала на венчании.

А на портрете ниже Наталье Петровне около 50-ти лет.

Рокотов, Портрет Н.П. Голициной.jpg
Рокотов Ф.С. Портрет княгини Н.П. Голыцыной.1790-е. Холст, масло. 73х57. Дмитровский краеведческий музей.

Tags: гордость нации, зарубежная живопись, зарубежные художники, история россии, описание картин, пиковая дама, русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments