На известной картине датского художника Карла Генриха Блоха изображён Иисус Христос, читающий собравшимся Нагорную проповедь. В проповедь входят много известных слов и выражений, которыми мы пользуемся и в наше время, это "Отче наш", "не противиться злу насилием", "подставить другую щёку", "соль земли", "не судите, да не судимы будете".
Из Нагорной проповеди:
Соль земли
Так обратился к своим ученикам Иисус Христос, имея в виду, что они лучшие представители человеческого общества, избранные нести свет Христова учения в народы.
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Мф. 5:13
Не противься злому
Не противиться злому означает, что победить зло можно только добром. Пытаться устранять зло злом — рождать новое зло. Это замкнутый круг.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; Мф. 5:39.
Слова Иисуса развил и обогатил теорией непротивления злу насилием писатель-философ Л.Н. Толстой. Он изложил её в ряде статей ("В чем моя вера?"(1884), "Что такое религия и в чем сущность ее?"(1884), "Царство божие внутри нас"(1890-1893), "Закон насилия и закон любви"(1908)и др.) и в художественных произведениях ("Смерть Ивана Ильича»(1886), "Крейцерова соната" (1887-1879), "Воскресение"(1889-1899), "Отец Сергий"(1898).
Подставить другую щёку
Продолжение выражения "не противься злому".
Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Мф. 5: 39)
Не судите, да не судимы будете
Объяснение этому выражению даёт сам Иисус Христос:
Сказал Господь: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.Мф., 20 зач., 7, 1–8

Блох К.Г. "Нагорная проповедь". 1877. Масло на меди. Датский музей национальной истории, Фредериксборг.
Во всей Библии наберётся изрядное количество крылатых выражений, которые также прочно обосновались в нашей речи. На сайте "Кириллица" собраны объяснения самых распространённых библейских выражений.
[ Далее ...]
В поте лица
Это слова Бога, которые Он произнес во время изгнания первых людей Адама и Евы из Рая:
"Проклята земля за тебя… терния и волчцы (сорняки) произрастит тебе… В поте лица твоего будешь есть хлеб твой". (Быт. 3,19)
Вернуться на круги своя
Взято из книги Екклезиаста:
"Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится…,и возвращается ветер на круги свои". (Еккл. 1:6 )
Власть предержащие
В своем послании к римским христианам апостол Павел говорит о гражданских обязанностях христианина.
"Всякая душа да будет покорна власть предержащим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены". (Рим. 13:1)
Волк в овечьей шкуре
В Евангелии от Матфея, Иисус Христос так называет лжепророков, которые проповедуют ложное учение о спасении:
"Берегитесь же лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри есть волки хищные: по плодам их узнаете их". (Мф. 7:15-16).
Не оставить камня на камне
Это пророческие слова Иисуса Христа о предстоящем разрушении Иерусалима, которые сбылись через 70 лет.
"Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено". (Мф. 24: 2)
Книга за семью печатями.
Образ недоступного за семью печатями взят из пророческой книги Нового Завета "Откровение святого Иоанна Богослова":
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее". (Откр. 5:1-3)
Хранить как зеницу ока
Это слова 16 псалма:
"Сохрани меня, Господи, как зеницу ока". (Пс. 16: 8).
Бог дал, Бог и взял
Слова праведного Иова, веру которого Господь проверял, посылая ему всякие жизненные испытания. Когда Иов узнал, что погибли его дети, то упав на землю произнес:
"Господь дал, господь отнял". (Иов. 1: 21).
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь
Также имеет библейское происхождение, это цитата из книги Притч Соломовых:
"Кто роет яму другому, тот сам в нее упадет". (Притч. 26: 27).
Око за око, зуб за зуб
Фраза встречается еще в Ветхом Завете. Данный закон, устанавливал степень ответственности за преступление. Виновному, не должно было быть установлено наказание больше содеянного. Этим законом также ограничивалась распространенная в древние времена кровная месть, когда за преступление одного человека мстили всему роду, зачастую смертью. Данный закон предназначался судьям, поэтому тот смысл, который мы вкладываем в эти слова сегодня искажен. В Новом Завете Иисус Христос повторяет эти слова, отменяя этот закон и дает новое наставление вместо него.
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую".(Мф.5: 38-39).