Бюджет церкви был невелик, и помещение нуждалось в ремонте. Фреска от сырости пришла в негодность, и жительница Борхи, 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес, решила её "подправить".
Она взяла краски, кисточку и начала фреску обновлять. Говорят, что старушка трудилась над реставрацией два года (с 2010 по 2012).
Она утверждала, что обратилась за разрешением к священнику, и тот дал согласие на реставрацию: "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?".
С другой стороны представители церкви позже заявили, что ничего не знали о деятельности доморощенной художницы.
Так почему о реставрации фрески заговорили?
Потому что после завершения работы прежнее изображение Иисуса Христа стало неузнаваемым. Вместо благородного лица Спасителя на фреске появилось изображение, напоминающее детский рисунок то ли обезьянки, то ли картофелины с глазами.
В испанском издании Heraldo напечатали заметку об этом "чуде" с приложением фотографии фрески до "реставрации" и после. Заметка вызвала огромный интерес у читателей, и разделила общество пополам – одни выступали с негодующей критикой, другим новое изображение Спасителя понравилось. Старушку Хименес даже провозгласили продолжательницей творчества Мунка и Модильяни.
Сесилия удивлялась: "Не понимаю, почему все говорят обо мне, ведь я всего-навсего хотела спасти церковную фреску от сырости!"

1, 2 - Фреска до "реставрации"
3. Фреска после "реставрации"
Тереса Мартинес, внучка художника Гарсиа Мартинеса, выделила деньги для определения состояния фрески и составления плана её восстановления. Приехавшая в Борху группа экспертов обнаружила вместо лика Иисуса Христа изображение (как написали сотрудники BBC News), "наброска очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". Лишь туника напоминала о первоначально облике фрески "Ecce Homo", которую умники из социальных сетей окрестили, как "Ecce Mono" ("Се обезьянка").
Разразился скандал, но церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет, а фреску отреставрируют силами профессионалов.
Творение Сесилии Хименес за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов, посмотреть которые можно, например, здесь
Интересно то, что многим "пушистый Иисус" понравился, и они призывают признать его самостоятельным произведением искусства.
Служители церкви в Борху уже поняли пользу от обновлённой фрески, ведь посмотреть на неё съезжаются массы туристов и приносят церкви значительный доход. Сама церковь не возражает против "пушистого Иисуса", ведь канонических изображений Христа много, а такой - только один.

Туристы перед обновлённой фреской.
Летом 2012 года фреску отгородили, и церковные служащие стали проводить к ней экскурсии. За первые четыре дня экскурсий в казну церкви поступило две тысячи евро, а за год в сонном городишке Борха с населением в 5 тыс. человек побывало 57 тысяч туристов. Они с энтузиазмом опускали пожертвования в подготовленный сундучок, и за год набралось около 50 тысяч евро. Эти деньги были использованы для найма дополнительного штата церковных служителей и для финансирования дома престарелых, к котором, кстати, проживает сама Сесилия Хименес.
По данным New York Post к 2016 году число туристов, посещающих город, составило 160 тысяч человек.

Художница стиля "примитивизм" Сесилия Хименес