Рассматриваю альбом Ван Гога с его великолепными картинами и предвкушаю снова увидеть их "живьём". Строю планы на лето (поездки/ походы в музеи), а пока бережно переворачиваю альбомные листы и вглядываюсь в знакомые изображения.
Репродукция "Портрета доктора Рея" опять привлекла моё внимание на достаточно долгое время. Я вспомнила, что всегда при виде этого портрета во мне возникало ощущение лёгкого душевного напряжения, но поразмышлять на вопрос "почему так" мне долго не приходило в голову.
Я всегда воспринимала эту жизнерадостную картину целиком со всей её ярко красочной гаммой, и пышущий здоровьем человек в синем костюме на фоне чудесных завитушек казался мне олицетворением радости выздоравливающего художника Ван Гога!
Но однажды я решила всё же поразмыслить над портретом и понять, что именно меня в нём напрягает. Вгляделась в глаза доктора Рея, не в них ли дело?
Доктор Феликс Рей был практикантом в психиатрической больнице, в которой лечился Винсент Ван Гог.
Из письма Винсента брату Тео от 2 янв.1889: "..пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику при здешней лечебнице").
Винсент Ван Гог. Палата больницы в Арле.1889. Холст, масло. 74х92см.
Винтертур. Швейцария
Доктор Рей хорошо относился к художнику, и душевно одинокий Ван Гог воспринял участливое отношение врача за искренний интерес к себе, растрогался и, как все чувствительные люди, решил отблагодарить доктора за внимание. Он поделился мыслью с братом Тео, и тот стал подбирать подходящий подарок.
Из письма Винсента брату (2 января 1889): "Если тебе хочется сделать доктору Рею что-нибудь очень приятное, я научу тебя, как доставить ему удовольствие. Он слыхал о картине Рембрандта «Урок анатомии», и я обещал, что мы достанем ему гравюру с нее для его кабинета. Надеюсь также написать его портрет, как только почувствую, что у меня хватит на это сил".
А уже через две недели (17 января 1889) Винсент сообщает Тео: "я возобновил работу и уже сделал 3 этюда, а также портрет г-на Рея, который подарил ему на память".
Доктор Рей отнёсся к подарку прохладно. Он либо не узнал себя, либо не хотел подношения от пациента, либо картина ему просто не понравилась ... но подарок вежливо принял и унёс домой. Матери Рея картина тоже не понравилась, и её убрали с глаз долой на чердак.
Современники Ван Гога и искусствоведы утверждают, что Рей на портрете вышел очень похожим. Возможно, это так, но, сравнивая лицо Рея на портрете и на фотографии, лично я не вижу сходства.
Доктор Рей на портрете и доктор Рей на фото.(Коллаж из Интернета)
Понятно, Рею на портрете 23 года, на фото лет сорок, срок большой, и есть возрастные изменения во внешности, но оба лица всё-таки различаются по основным (базовым) признакам: форма носа, пухлость губ, линии бровей ...
Я не допускаю мысль, что на портрете изображён не доктор Рей (ведь свидетельствует сам Ван Гог), но почему доктор так равнодушно отнёсся к собственному изображению? Не узнал себя?
Известно, что в галерее Амбуаза Воллара, куда Рей продал портрет, эта картина долго считалась портретом неизвестного и называлась просто "Мужской портрет". Мне это кажется странным, ведь Феликс Рей сам привёз коллекционеру свой портрет и наверняка рассказал, как Ван Гог создавал эту картину, да и Воллар мог лично убедиться в сходстве, так почему он держал этот холст Ван Гога как "портрет неизвестного"?
Может, доктор попросил не афишировать его имя, и название "Портрет доктора Рея" картина получила лишь в наше время?
В Музее (ГМИИ) на табличке у картины чётко прописана атрибуция, значит, это точно портрет Феликса Рея. Я не спорю, но предположить ошибку так заманчиво! )))
Продолжаю о глазах ... не знаю, какие глаза были у доктора в жизни, но на портрете я вижу их холодными и равнодушными, а глаза, как известно, зеркало души! При общей радости изображения глаза доктора выражают пустоту. Может, рука художника изобразила то, чего он сам не хотел? Ведь Ван Гог говорил, что "живописные портреты ... исходят непосредственно из души художника"!
Что изошло из души художника и отразилось в портрете через "зеркало души"?
Думаю, доктор Рей не был дружественно настроен конкретно к Ван Гогу, он был для него обычным пациентом, как и другие в больнице, просто его общение с больными было профессионально-формальной учтивостью, а Ван Гог, по жизни испытывающий дефицит внимания, расслабился и принял профессиональную вежливость за особое к себе расположение.
Врачебная этика заставляла персонал больницы относиться ко всем пациентам одинаково ровно, но предположу, что доктор Рей внутри себя был равнодушен к душевным страданиям пациентов, и это отразилось в его взгляде на портрете.
Известно, что после окончания интернатуры в психиатрической больнице Феликс Рей стал специалистом по туберкулёзу, а не по душевным болезням!
В общем, я поняла, что в портрете доктора Рея меня задевало – его взгляд, не вяжущийся с общей жизнерадостностью картины.
Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889. Холст, масло. 64×53 см. ГМИИ им. Пушкина, Москва
Портрет находился у Феликса Рея десять лет, он его не выбросил, а приспособил под хозяйственные нужды: портретом была загорожена дыра в стенке курятника.
В 1900 году (через 10 лет после смерти Ван Гога) художник-фовист Шарль Камуан (Камоэн) проходил в Арле военную службу. Зная, что Винсент Ван Гог работал и лечился в Арле, он решил разузнать подробности его жизни в этом городке. Расспросы и поиски привели к доктору Рею.
Узнав от Камуана, что картины бывшего пациента пользуются большим спросом, доктор Рей вспомнил, что у него тоже есть работа художника. Стали искать картину и нашли её в курятнике.
Думаю, версия о картине в курятнике правдоподобна, потому что эта байка не только гуляет по всему Интернету, но и описана на сайте ГМИИ, а там работают специалисты, которым надо верить.
Хотя верится с трудом.
Скорее портрет так и остался пылиться на чердаке в доме доктора Рея, потому что за 10 лет пребывания в курятнике от изображения на холсте мало бы что осталось. А так, картину достали, сдули пыль, смахнули паутину и повезли в Париж на продажу.
Шарль Камуан посоветовал Рею связаться с парижским коллекционером Амбуазом Волларом, которому Рей и продал "свой" портрет за 150 франков.
Воллар нажился на картине Ван Гога, продав её в берлинскую галерею Пауля Кассирера. Потом картина вернулась в Париж в галерею Эжена Дрюэ. Там её в 1908 году увидел русский собиратель французской живописи Сергей Иванович Щукин. Он купил "Портрет доктора Рея" за 4600 франков и увёз в свой московский особняк (Большой Знаменский переулок, 8).
В 1918 году коллекция С.И. Щукина была национализирована (подробнее здесь), и портрет доктора Рея сменил несколько местожительств, пока не закрепился в 1948 году в коллекции зарубежной живописи Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ).
Я видела эту картину в Музее, и портретный доктор Рей так же пристально и равнодушно на меня смотрел, как и в момент своего рождения в психиатрической больнице в 1889 году смотрел на художника. И этот взгляд незримо связывает меня с Ван Гогом и стирает временное пространство. Да, смотрю на картину и думаю не о каком-то докторе Рее, а о гениальном художнике в грустный период его жизни.
Винсент ван Гог. "Портрет доктора Рея" на стене в Музее (ГМИИ).
Если эта картина была бы выставлена на продажу, то она могла бы стоить 70 млн. долларов. Как бы эти денежки пригодились бедному Винсенту! Его тогда не мучили бы безденежье и укоры совести из-за помощи брата и, он творил бы с безоглядной отдачей, не думая о хлебе насущном, о покупке красок и холстов ... и, может быть, не заболел бы!