Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Картина Репина или Толстой пашет.

Когда смотрю на картину Репина "Пахарь", то всегда вспоминаю эпизод из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино". Там местные помещики собрались у генеральской вдовы Анны Петровны Войницыной, как сейчас говорят, на тусовку. Серж Войницын (Юрий Богатырёв) попросил внимания и объявил присутствующим растроганным голосом: "Господа, Софья, моя жена, пойдет завтра в деревню помогать крестьянским матерям [поить их детишек молоком из соски]. Это... это так прекрасно! Я решил... мы, мужчины, тоже должны... Я решил отдать крестьянам-косцам все свои старые костюмы до единого, и обувь".

Все замерли, замялись, не зная, как реагировать, и только Платонов (Александр Калягин) подошёл к Войницыну и рассмеялся: "Я представил себе! Хороши они будут на покосе во фраках!" И все оживились и заулыбались.

сцена.jpg
Сцена из фильма.

Не знаю, был ли чеховский Войницын толстовцем, или он озвучил природную человеческую потребность облегчить свою жизнь дармоеда, но он выразил мнение Толстого: "Самое простое и короткое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе других как можно меньше и служить другим как можно больше. Как можно меньше требовать от других и как можно больше давать другим".

Фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" замечательный, но я сейчас не о нём, а о картине Репина "Пахарь. Л.Н. Толстой на пашне". Смотрю на неё и пробую представить крестьянина-пахаря во фраке и в лакированных туфлях ... и графа Толстого представляю во фраке с развевающейся бородой (и в цилиндре для полноты образа) ... действительно, смешно!
[О картине]
На картине Толстой одет по-крестьянски: косоворотка, порты, картуз .... Это крестьяне желали бы стать господами, а граф Толстой наоборот, желал ощущать себя мужиком и для этого опрощался: одевался не по-графски, вникал в мужицкие дела, занимался крестьянским трудом и пахал (в прямом и переносном смысле), как заправский пахарь.

репин толстой на пашне. пахарь.jpg
Репин И.Е. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887. Картон, масло. 27 x 40 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Репин вспоминал об одном таком "трудовом дне" Льва Николаевича на земле яснополянской вдовы Анисьи Копыловой: "Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 часов вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу, лошадь с бороной: он запахивал, "разделывал" поле".

Пот валил с него градом; толстая, посконная рубаха, одеваемая им на полевые работы, была мокра насквозь, а он мерно продолжал <…>. Часто во время подъема на гору побледневшее лицо его с прилипшими волосами к мокрому лбу, вискам и щекам выражало крайнее напряжение и усталость, а он, поровнявшись со мной, каждый раз бросал ко мне свой приветливый, веселый взгляд и шутливое словцо.

Я попросил его, наконец, дать мне соху и попробовать попахать. Он сообщил мне необходимые правила, и я пошел. Сначала мне показалось легко, но от неумелости держать соху на равномерной глубине в земле и в то же время следить за правильностью борозды и за шагом лошади я начал спутывать линию борозды, соха то врезывалась очень глубоко, то скользила поверх, и я, собрав всю свою выдержку, едва дотянул второй подъем на гору и возвратил соху хозяину, вспотев и устав до невероятности от непривычного труда, - правда, и день был жаркий 9 августа.

Я вспомнил про свой карманный альбомчик и зарисовал графа пашущим в двух позах, ловя моменты, пока он проходил близко мимо меня.


репин толстой на пашне.jpg
Репин И. Е. Зарисовка 1.

"Меня удивляет, - говорил он [Толстой],- как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни - часов полевого труда. Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон - вот награда полевому работнику».

Хм ... разница между добровольным (и редким) паханьем пашни Толстым и ежедневным подневольным трудом пахаря-крепостного крестьянина - огромная!

Толстой работал не каждый день и лишь в охоточку. Репин об этом упоминал: "идет на полевую работу, если она есть. Полевые работы не всегда бывают, и работает граф только в пользу бедных, слабых, вдов и сирот. Если полевой работы не предвидится, Л. Н. берет корзиночку и идет в лес собирать грибы, это дает ему часы уединения с природой и самим собою".

репин  толстой1.jpg
Репин И.Е. Зарисовка 2.

Вернувшись из Ясной Поляны домой, Илья Ефимович написал картину "Пахарь. Л.Н. Толстой на пашне", которую задумал литографически размножить. Заранее испросил разрешения у Толстого, но Софья Андреевна и дети усомнились в необходимости выставлять на всеобщее обозрение частную жизнь писателя, боясь, что это вызовет у него душевные переживания.

К тому же П.М. Третьяков высказался о том, что "неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу, и что-де с прежних писателей подобных картин не писали", на что Репин ответил: "А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев - это очень жаль. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др."

Выслушивая различные мнения, Лев Николаевич заколебался. В письме к В.В. Стасову (26.09.1887) он написал: "Картинка вызвала бы внимание ко мне и последствия его — брань. А всё лучше без нее".

Из письма Репина: "Ваше письмо к В.В. Стасову так нас тут пристукнуло, что мы совсем не знаем, что делать. У Ильина уже много камней совсем готово. Более двух недель работало несколько лучших мастеров – он будет в большом убытке, если Вы запретите издание".

Толстой никого не хотел подводить, особенно своего друга Репина, и написал Стасову: "Во имя этих пустяков я как будто огорчил Репина, которого я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю. Поэтому будьте добры, передайте ему, что я отказываюсь от своего отказа".

репин литография толстой на пашне.jpg

Литографические отпечатки с картины Репина были размножены в многочисленных копиях.

Из письма Н.Н. Страхова к Л.Н. Толстому (5 ноября 1887 г): "Дело совершенно просто. То, что вы пашете – это знают и в России, и в Европе, и в Америке. Что Репин вздумал вас так написать – дело самое естественное; что же иное делать живописцу. И мог ли он выбрать что-нибудь лучше?"

Толстой объяснял почему занимается физическим трудом:
"Моя твердая уверенность, что то, что я делаю, не бесполезно не вредно, но есть добро для других, – эта уверенность есть главное условие моего счастья. И это-то именно и заставляет нравственного и искреннего человека невольно предпочитать научной, артистической работе ручной труд".

Сын Толстого Илья Львович вспоминал: "все же чувствовался резкий диссонанс между нашей жизнью, крокетом, гостями и постоянными развлечениями и напряженной работой отца, распределенной на упряжки, в кабинете и в поле, за письменным столом и за сохой".

Картина Репина "Толстой на пашне" совсем небольшая - 27 x 40 см, но Репин и на таком кусочке картона смог передать упоение Толстого тяжёлым физическим трудом.

Постепенно Толстой "заразил" своим отношением к крестьянскому труду многих в своём окружении.

Илья Львович Толстой об этом вспоминал: "Конечно, далеко не все работающие разделяли убеждения отца и относились к труду идейно, но в то лето жизнь сложилась так, что работа завлекла всю нашу компанию и заинтересовала всех.

Почему, вместо того чтобы кататься верхом, играть и веселиться, косил шестнадцатилетний француз Alcide и другие, не придававшие труду никакого нравственного значения?

Единственное объяснение, которое я нахожу этой психологической загадке, - это та заразительная искренность, которая лежала в основе характера моего отца и которая не могла в той или иной форме не увлекать других, близко к нему прикасавшихся людей".

репин толстой на пашнефрагмент.jpg
Фрагмент картины


Из воспоминаний И.Л Толстого об отце: "Вот скоро я умру, - с грустью предсказывал он, - и будут люди говорить, что Толстой учил пахать землю, косить и шить сапоги, - а то главное, что я всю жизнь силюсь сказать, во что я верю и что важнее всего,- это они забудут".
Tags: лев толстой, описание картин, репин, русская живопись
Subscribe

  • Три минуты тишины ...

    На днях случился небывалый случай, который хочу записать в своём ЖЖ-дневнике, чтобы ненароком не забыть. Я побывала в тишине. Именно в той Тишине,…

  • Цитата из Иоанна Богослова.

    "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не…

  • Облако, ты птица?

    Облака часто принимают причудливые формы, напоминающие знакомые объекты. Это облако, похожее на птицу, я увидела случайно, выглянув вчера в окно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Три минуты тишины ...

    На днях случился небывалый случай, который хочу записать в своём ЖЖ-дневнике, чтобы ненароком не забыть. Я побывала в тишине. Именно в той Тишине,…

  • Цитата из Иоанна Богослова.

    "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не…

  • Облако, ты птица?

    Облака часто принимают причудливые формы, напоминающие знакомые объекты. Это облако, похожее на птицу, я увидела случайно, выглянув вчера в окно.…