mi_ta_pe

Category:

О пиковой даме Авдотье Федотовне.

Последние дни я занималась чтением любимых книг и литературными изысканиями. Прочла (перечитала, конечно) повесть А.С. Пушкина  «Пиковая дама»,  ещё раз посмотрела художественный фильм  «Пиковая дама», заинтересовалась персонажами повести, в частности, графиней. Тут всё взаимосвязано, и всё переплетается друг с другом. 

Однажды дальний родственник и светский приятель Пушкина князь Сергей Григорьевич Голицын поведал ему интересный эпизод из жизни своей бабушки  Натальи Петровны  Голицыной (ур. Ушаковой). 

В Париже она проигралась в карты, и на ней повис огромный долг. У мужа  (Владимира Борисовича Голицына) на уплату не хватило денег, и княгиня была в отчаянии – ведь картёжный долг  дело чести!  Граф Сен-Жермен открыл ей секрет  трёх карт (тройка, семёрка, туз), и графиня отыгралась. 

"...лет шестьдесят тому назад... <...> ... она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что‑то очень много. <...> Бабушка не знала, что делать. <...> Вы слышали о графе Сен‑Жермене... <...> ...он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал... <...> Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно..."

Николаев А.В. Графиня и Сен-Жермен
Николаев А.В. Графиня и Сен-Жермен

Эта история похожа на исторический анекдот и, возможно, была выдумана Голицыным (он был мастер всяких забав и придумок!), а о его бабушке по Петербургу ходило множество сплетен и слухов – знаменитая была дама!

Пушкин запомнил эту историю и написал повесть, но  с другими героями.  Основой сюжета остались три карты, но сюжет оброс дополнениями: добавились  любовная история, нищета и честолюбие Германна (у Пушкина с двумя «н»), жалкое положение воспитанницы Лизы, да и княгиня стала графиней и обрела имя Авдотьи Федотовны, а  внук Сергей Голицын стал Томским,

Фантазия Пушкина разыгралась,  и в итоге родилась бессмертная история Пиковой дамы, которая до наших дней читается, как детектив. 

Ульянов Н.П.  Пушкин за рабочим столом. 1936-1937-е гг. Холст, масло
Ульянов Н.П. Пушкин за рабочим столом. 1936-1937-е гг. Холст, масло

Рукопись повести затерялась, но её текст известен  по первой публикации весной 1834 года в известном петербургском журнале «Библиотека для чтения». Время написания повести  точно неизвестно, но пушкинисты предполагают, что она была написана в  Болдино в октябре-ноябре 1833 года.  

Точно не известно, кто послужил прототипом  Авдотьи Федотовны, но  воспоминания современников о княгине Н.П. Голицыной позволяют предположить, что именно она послужила примером для создания образа  старой графини.  

После публикации «Пиковой дамы в 1834 году многие заметили в ней сходство с Натальей Петровной, да и сам Пушкин этого не отрицал: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной  и, кажется, не сердятся». 

Пушкин признавался другу Нащокину: «...Мне легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее». Опираясь на слова Пушкина, Нащокин утверждал, что «в образе старой графини (помимо Голицыной) нашли воплощение черты Натальи Кирилловны Загряжской».

Слева: Голицина Н.П. (художник Н.П. Митуар), 1810. Справа Загряжская Н.К. (неизв. художник, 1820)
Слева: Голицина Н.П. (художник Н.П. Митуар), 1810. Справа Загряжская Н.К. (неизв. художник, 1820)

Кто видел портреты Голицыной и  Загряжской, тот может согласиться, что по внешности Наталья Кирилловна более совпадает с внешностью графини в «Пиковой Даме»», зато Наталья Петровна совпадала характером. Её нрав по всему Петербургу был притчей во языцех:  властная, деспотичная, высокомерная,  грубая и капризная женщина (несмотря на европейское образование),  державшая  в страхе  родных  и придворных. Она  ("...как женщина, избалованная светом»)  даже на придворные балы ездила только по персональному приглашению. 

«...Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу... У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо..."

 Слуги выносили её разодетую из дома на руках и усаживали в карету ( "...лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху, укутанную в соболью шубу...")  Так же её вносили в бальную залу, где она «участвовала» в светской жизни:

...сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы..."

Графине в повести  87 лет, и это недалеко от истины: Наталья Петровна родилась в 1744 году и к моменту написания повести (начало 1830-х)  уже имела солидный возраст, возможно, те же 87. 

Есть живописные портреты, изображающие Наталью Петровну в детстве, в юности и в зрелом возрасте, а портрета, где она уже в глубокой старости, нет.  Возможно, Пушкин тоже это заметил, потому что  отметил:

"...Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад..."

То есть графине  была уже безразлична красота её лица, да и что там можно было изобразить, в её-то  почти девяносто! 

"...Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли..."

Многие художники иллюстрировали повесть, и все, как один, изображали Авдотью Федотовну страшной старухой. 

Вот иллюстрация Александра Бенуа. Вот так он представлял графиню Томскую.

Бенуа А.Н. Портрет графини. Иллюстрация  к "Пиковой даме".
Бенуа А.Н. Портрет графини. Иллюстрация к "Пиковой даме".

 "...Графиня так была стара, что смерть ее никого не могла поразить,  и что ее родственники давно смотрели на нее как на отжившую..."

А в рисунке ниже Бенуа иллюстрирует другие строчки из повести: 

"...Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам...наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна..."

Бенуа А.Н. Туалет графини. Иллюстрация к повести "Пиковая дама"
Бенуа А.Н. Туалет графини. Иллюстрация к повести "Пиковая дама"

"...Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему..." 

Николаев А.В. Иллюстрация  повести "Пиковая дама"
Николаев А.В. Иллюстрация повести "Пиковая дама"

По сути графиня Авдотья Федотовна главная героиня повести. Все остальные второстепенны, даже Германн и Лиза. Особенно Лиза. Она нужна была Германну, чтобы проникнуть в дом и выведать у графини её тайну.

Поэтому  «когда в одной минуте для него сосредоточиваются две возможности: достигнуть цели своей любви и вынудить у старухи ее тайну, он даже не колеблясь отказывается от первой ради второй — и во всех дальнейших сценах Лизавета Ивановна для него вовсе не существует».

Николаев А.В. Графия и Германн.
Николаев А.В. Графия и Германн.

...Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? – да или нет? Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла..."

Конец повести закономерен. Германн помог графине закончить её бренное существование, сам он сходит с ума, а Лиза выходит замуж. Чуткий Пушкин понимал, что сюжет повести не ведёт Лизу к самоубийству, ведь она, по логике сюжета ещё  не успела глубоко влюбиться в Германна.

Это в фильме-опере  «Пиковая дама» (1960) Лиза бросается канал, но так требовала сценарная постановка, фильм должен был вызывать у зрителей  сильные эмоции,  а для этого погрешить концом пушкинского  текста не возбранялось.

Бенуа А.Н.  Конец графине.
Бенуа А.Н. Конец графине.

"...вот и все! – заметил Томский. – А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка, графиня Анна Федотовна..."

© Copyright: Мита Пе, 2021

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded