mi_ta_pe

Category:

Свидание Анны с сыном. Рисунок Врубеля.

В 1878 году студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель сделал три наброска иллюстраций к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина» - «Свидание Анны Карениной с сыном», «Анна Каренина» и «Анна перед гибелью». 

Первый рисунок получился самым завершённым и удачным. Свидание с сыном – один из ключевых эпизодов романа.

Врубель графически изобразил в образе Анны Карениной библейское выражение «Мне мщение и аз воздам», помещённое Толстым эпиграфом к роману. 

Почему этот эпиграф?

Толстой в образе Анны Карениной выразил собственное понимание губительности страсти. Страсть – это крайнее выражение эмоций, которые, подделываясь под любовь, выжигают душу дотла и приводят к гибели. 

По мнению Толстого любое отступление от Божественного закона (единого для всех) карается свыше. Человек должен противиться появлению в себе страсти и других пороков, так как это проявление Зла. 

Анна Каренина поддалась страсти пороку, что и привело её к гибели.  

Врубель М.А. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878, тушь, сепия, перо, бумага коричневая, 39×33 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Врубель М.А. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878, тушь, сепия, перо, бумага коричневая, 39×33 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Поначалу рисунок Врубеля кажется непонятным. Почему у Анны такое страшное лицо? Почему горящие глаза и безумный взгляд? Почему она так схватила Серёжу (чуть ли не за уши), что у него от страха исказилось лицо?

Ответ - потому что в этот момент Анна думает не о сыне, а о себе. Художник показал Анну  в момент страшного прозрения, она вдруг понимает, что  всё кончилось, и её дальнейшая жизнь — путь к гибели. 

Описывая повзрослевшего на год Серёжу, Толстой  даёт понять,  что счастье Анны осталось в прошлом. Она запомнила сына маленьким, пухлым, кудрявым, доверчивым и любящим. Он и сейчас любит её, но Анна понимает, всё, что связывало её с этим ребёнком, исчезло. Она отчётливо осознаёт, что «навсегда не только физически, но и духовно была разъединена с ним, и поправить этого нельзя было».

Художник посредством графики выразил мировоззрение Толстого. Он изобразил то, что почувствовал во время прочтения романа, и это чувство полностью сформировалось в образ, поэтому иллюстрация получилась жизненно-выразительной. 

Многие иллюстраторы идиллически изображали встречу Анны и Серёжи: соскучившаяся, нежная мать, радостный ребёнок на руках (в руках), объятия, ласки, счастливый лепет и общее счастье. 

Врубель показал встречу матери и сына трагически. 

Иллюстрация почти лишена интерьера, рисунок не раскрашен, фигуры матери и сына написаны пером и тушью на коричневой бумаге – ничего лишнего. Это нужно для того, чтобы взгляд зрителя был сосредоточен  на главном – психологическом состоянии Анны Карениной. Она изображена в профиль, чтобы её фигура не закрывала ребёнка,  и чтобы был заметен её «демонический» взгляд.

Фрагмент рисунка.
Фрагмент рисунка.

Страстность и порывистость движения Анны подкрепляются прорисованными волнами платья, протянутыми руками,  изогнутостью стана и склонённой  головой -  это прорыв осознанного греха и испепеляющей любви.

Свидание с сыном – это точка невозврата к прежнему душевному состоянию и начало духовного падения. У Анны «открылись глаза»  на трагедию  положения, в которое её ввергло «страстное влечение к греховной любви». 

Ее положение, которое казалось уясненным вчера вечером, вдруг представилось ей теперь не только не уясненным, но безвыходным. Ей стало страшно за позор, о котором она прежде и не думала.

Создав  иллюстрацию эмоционального состояния героини в момент встречи с сыном, художник совпал с мнением писателя в этом вопросе, но в остальном Врубель был не согласен с Толстым в трактовке образа Анны Карениной. 

Екатерина Ивановна Ге  (сестра жены Врубеля и супруга сына художника Н.Н.Ге) в своей книге «Последние годы жизни Врубеля» писала: «Врубель укорял Толстого, что он несправедлив к собственным героям, что он, например, Анну Каренину с самого начала не любит и поэтому даёт ей так ужасно погибнуть».

Образ Анны Карениной привлёк художника «страстностью её натуры, внутренним трагизмом и скрытым демонизмом».

Тема демонизма будет разрабатываться Врубелем на протяжении всей его жизни (иллюстрации и картины к поэме Лермонтова «Демон»). А начало теме было положено иллюстрацией к роману Толстого.

***

Если староцерковное выражение «Мне отмщение и Аз есьм воздам» перевести на современный язык, оно будет означать  «На Мне лежит отмщение, и оно придет  от Меня», а если выразиться проще, то «Не мстите  сами, это сделаю Я». То есть Бог.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded