Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Оленин Алексей Николаевич - президент императорской Академии Художеств в Петербурге..

На портрете изображён Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) — историк, основоположник российской археологии, археограф, художник, гравёр, медальер, писатель, коллекционер. Член Российской академии с 1786, член Петербургской Академии наук с 1804, её же почётный член с 1809, директор санкт-петербургской Публичной библиотеки с 1811 года , Государственный секретарь (1814—1827), президент Академии художеств с 1817 года, почётный член Московского университета (1826). Учредитель «рюст-камеры (костюмная палата) 1829 г., основой которой стало его собрание оружия и костюмов.. Автор «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год». Статс-секретарь, действительный тайный советник.

Варнек А.Г. Портрет А.Н, Оленина.jpg
Варнек А.Г. Портрет президента Академии художеств А.Н. Оленина. 1824. Холст, масло. Местонахождение: Научно-исследовательский институт Академии художеств, С.-Петербург.


А.Н. Оленин происходил из сильно родовитой семьи, которая с 16 века была внесена в первую часть «Бархатной книги (родословная самых знатных боярских и дворянских фамилий России).

Настоящая фамилия Оленина - Аленин. Полжизни он подписывался Алениным, но став в 1812 году членом и секретарём Государственного совета, придумал себе другую, более звучную фамилию - Оленин (производное от «оленя»). Следом за ним все его родственники Аленины поменяли старую фамилию на новую.

Отец Николай Яковлевич Аленин – полковник лейб-гвардии Конного полка, в отставке — статский советник. Мать Анна Семёновна была дочерью генерал-аншефа князя С.Ф. Волконского.

Поговаривали, что Алексей был рождён от связи матери с церемониймейстером двора Матвеем Кашталинским, известным распутством, картежной игрою и маленьким ростом, который по наследству перешёл к сыну.
Маленький рост был особой приметой Алексея Оленина, видимо, поэтому художник Варниек изобразил его на портрете сидящим, чтобы уравновесить фигуру с высотой стола.

Барон М.Ф. Корф отмечал, что Оленин «был мал ростом, как 12-летнее дитя, и у места его в Государственном совете всегда стоял табурет для его ног, которые иначе болтались бы в воздухе».

М.Ф. Каменская, русская писательница и мемуаристка, описывала в воспоминаниях появление Оленина в обществе: «в генеральском мундире, в сапогах с кистями и шпорами, на маленькой голове шляпа с громадным султаном, а на боку палаш больше самого хозяина. Он был уморительно смешон и гораздо более походил на детскую игрушку casse-noisete (кастрюля)».

Но, как говорится, «мал золотник, да дорог». Оленин за свою жизнь сделал отличную военную и государственную карьеру. В этом помогли родовитость рода, связи матери и многогранность его натуры. Он был вельможей при дворах Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
Владел поместьями, где на него трудились более двух тысяч крепостных мужского пола.

При содействии Е.Р. Дашковой (подруга матери) и по велению Екатерины II Алексей Оленин (тогда ещё Аленин) учился в Пажеской школе (будущий Пажеский корпус), обучался в Дрезденской артиллерийской школе, а после в Штрасбургсом (Страсбургском) университете.

В Германии Оленин изучил немецкий язык, в Штрасбурге французский, знал итальянский, испанский, из древних – латынь и церковно-славянский, позже выучил греческий, еврейский и арабский.

Во время обучения в Германии Оленин создал труд «Толкования многих военных русских старинных речений» с подробными комментариями (не опубликован), за который в 1786 году был избран членом Российской академии, президентом которой в то время была Е.Р. Дашкова.

Оленин был хорошим рисовальщиком, и его, по предложению президента АХ графа А.С. Строганова, в 1804 году избрали почётным членом Академии художеств - «за отличную привязанность к изящным художествам и знания, сопровождающие оную».
[Spoiler (click to open)]
Оленин любил вращаться среди людей науки и искусства. Его дом (наб. Фонтанки 97-99) и усадьба «Приютино» были центрами культурной жизни Петербурга. Оленин организовал в них неформальный литературный кружок, который посещали Державин, Карамзин, Крылов, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Пушкин и другие видные литераторы, а также художники Боровиковский, Венецианов, Варнек , Кипренский и артисты театров.

Неизвестный художник. Гостиная Олениных в петербургском доме. 1820-е гг..jpg
Неизв. худ. Гостиная Олениных. 1810-е г.г. Акварель.


Близость Оленина ко двору, благосклонность к нему императора, быстрый карьерный рост, насыщенная деятельность во многих направлениях вызывали неприязнь окружающих, даже те, кто посещал петербургский дом Оленина, находили его весьма ограниченной личностью и записывали в своих дневниках нелестные о нём характеристики: Корф - «отчаянная ничтожность», «лилипут»; Н.И.Тургенев – «шут», «в маленьком теле маленькая душа»; Вигель - «сокращённая особа»; Пушкин – «о двух ногах нулёк горбатый».

Ф.Ф. Вигель писал, что Оленин был «искателен в сильных при дворе и чрезвычайно уступчив в сношениях с ними», что отразилось на росте его карьеры.
Жуковский характеризовал дом Оленина, как «место собрания авторов, которых он хочет быть диктатором». М.А. Корф писал об Оленине, что он «любил собирать у себя литераторов больше из тщеславия, чем по вкусу к литературным занятиям».

В 1817-1843 годах Оленин занимал пост президента Императорской Академии художеств. От предыдущего руководства (после смерти А.С. Строганова АХ находилась под управлением Министерства народного просвещения) Оленину досталась полная разруха: здание требовало ремонта, грозило обрушением, студенты голодали и ходили в обносках, ученики старших классов избивали младших ... Долг Академии составлял 300 тысяч рублей, а в кассе лежало всего 17 рублей 26 копеек.

Он добился государственных средств на ремонт и благоустройство, копии работ воспитанников пустил в продажу, купил краски, холсты и другие материалы, устроил досуг воспитанников, расставил в помещениях копии античных скульптур, ввёл эстетику академизма ... Оленин возродил в Академии музыкально-танцевальные вечера и театральные представления, устраивал художественные выставки картин выпускников Академии.

При Оленине Академия художеств расцвела. Художник-график Ф.Г. Солнцев, почитавший Оленина, вспоминал: «При всём том справедливость требует упомянуть, что Алексей Николаевич не пользовался расположением своих подчинённых, почему – решительно недоумеваю!»

Став Президентом Академии Художеств, Оленин запретил обучение в Академии крепостных: либо пусть помещики дают им вольную, либо изгнание из стен Академии. Разумеется, помещики не пожелали освободить своих крестьян, но потребовали объяснения.

Оленин объяснил, что "в Академии воспитанникам в процессе обучения непрестанно говорят о свободе мыслей, о свободных художествах, о свободном выборе предметов учения, и таким образом крепостной человек привыкает к слову «свобода», как к понятию личной свободы, и надеется, что посредством своего таланта достигнет успехов, чинов и даже дворянства. И что же? После выпуска он возвращается к своему помещику в прежнее крепостное состояние и видит, что все пути-дороги в светлое будущее для него закрыты. Он впадает в отчаяние и начинает ненавидеть и свой талант, и свою жизнь и всё вокруг. И по общей привычке русского народа начинает с горя пить ..."

Сердобольный Оленин, был убеждён в незыблемости крепостного права: свобода, да! но не во всём и не для всех!Так что с 1817 года прием крепостных в Академию был прекращен.

После восстания декабристов в 1825 году Оленин спешно ввёл в Академии телесные наказания, обыски в спальнях учеников, отдал приказ инспекторам и надзирателям вскрывать
письма воспитанников. Он был уверен, что после введённых им правил и принятых мер, никакое крамольное семя в вверенном ему учреждении не даст вольнолюбивые ростки.

Оленин был истинным царедворцем, он чутко улавливал дух времени, настроения государя и общества, говоря попросту «держал нос по ветру».

Зная, что Николай I после декабрьского восстания боялся всяких заговоров и даже намёков на них, Оленин желал упредить недовольство государя и зорко выискивал бунтарские настроения у художников. Он усмотрел крамольные мысли в картине А.А. Иванова «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним виночерпию и хлебодару», увидел в картине явный намёк на казнь декабристов и осуждение императора.

Картина Иванова «Иосиф в темнице», выставленная в выставочном зале Академии, ещё недавно вызывала общий восторг, говорили даже, что сам Брюллов не написал бы лучше. За эту картину А.А. Иванов получил Большую золотую медаль Императорской Академии художеств.

Иосиф в темнице.jpg
Иванов А.А. Иосиф, толкующий сны заключённым с ним виночерпию и хлебодару. 1827. Холст, масло. 178,5х213. Государственный Русский музей, С.-Петербург.


До президента АХ дошли слухи, что картина, которой недавно восхищалось общество, неблагонамеренна, направлена против власти и выражает сочувствие казнённым мятежникам-декабристам. Оленин перепугался, а вдруг эти слухи дошли до самого императора?!

Он вызвал Иванова в свой кабинет и сурово отчитал его. Прыгая со сжатыми кулачками перед коренастой фигурой художника, сутулый карлик в расшитом мундире кричал ему: «Скажи, на что намекает в твоей картине Иосиф, простёрший руку к барельефу на стене темницы, где изображена казнь египетская? В изображении сюжета из священного писания вместо благоговейного трепета в исполнении оного ты, дерзкий, решился напомнить ... Да как ты смел? Отвечай, каналья!...»

Александр Андреевич спокойно, без робости взглянул в глаза беснующегося человечка. Оленин под взглядом Иванова отступил к своему огромному столу. Через минуту он овладел собой и повелительно крикнул: «Иди! Не соблазняйся больше пагубными мыслями ...»

Глубокой ночью художник пришёл в здание Академии и стал рассматривать свою картину. Картина изображала библейский сюжет о виночерпии и хлебодаре, заключённых вместе с Иосифом в тюрьму. Им приснились непонятные сны (каждому свой), и они попросили Иосифа разгадать их смысл. Иосиф разгадал сны, предсказав виночерпию свободу, а хлебодару казнь.

Где Оленин усмотрел намёк на крамолу? Да, на стене изображена казнь египетская, но смысл этого изображения в том, что оно всего лишь подтверждает пророчество Иосифа о смертном наказании для хлебодара. И руку он поднял как подтверждение правоты своих толкований.


А.Н. Оленин был Президентом АХ до самой своей смерти в 1843 году.
Он был последним президентом, назначенным на этот пост благодаря своим заслугам. После кончины А.Н. Оленина президентами Академии становились лишь представители императорской семьи.
Tags: академия художеств, александр иванов, личности, оленин, русская живопись, русские художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments