Варнек А.Г. Портрет президента Академии художеств А.Н. Оленина. 1824. Холст, масло. Местонахождение: Научно-исследовательский институт Академии художеств, С.-Петербург.
А.Н. Оленин происходил из сильно родовитой семьи, которая с 16 века была внесена в первую часть «Бархатной книги (родословная самых знатных боярских и дворянских фамилий России).
Настоящая фамилия Оленина - Аленин. Полжизни он подписывался Алениным, но став в 1812 году членом и секретарём Государственного совета, придумал себе другую, более звучную фамилию - Оленин (производное от «оленя»). Следом за ним все его родственники Аленины поменяли старую фамилию на новую.
Отец Николай Яковлевич Аленин – полковник лейб-гвардии Конного полка, в отставке — статский советник. Мать Анна Семёновна была дочерью генерал-аншефа князя С.Ф. Волконского.
Поговаривали, что Алексей был рождён от связи матери с церемониймейстером двора Матвеем Кашталинским, известным распутством, картежной игрою и маленьким ростом, который по наследству перешёл к сыну.
Маленький рост был особой приметой Алексея Оленина, видимо, поэтому художник Варниек изобразил его на портрете сидящим, чтобы уравновесить фигуру с высотой стола.
Барон М.Ф. Корф отмечал, что Оленин «был мал ростом, как 12-летнее дитя, и у места его в Государственном совете всегда стоял табурет для его ног, которые иначе болтались бы в воздухе».
М.Ф. Каменская, русская писательница и мемуаристка, описывала в воспоминаниях появление Оленина в обществе: «в генеральском мундире, в сапогах с кистями и шпорами, на маленькой голове шляпа с громадным султаном, а на боку палаш больше самого хозяина. Он был уморительно смешон и гораздо более походил на детскую игрушку casse-noisete (кастрюля)».
Но, как говорится, «мал золотник, да дорог». Оленин за свою жизнь сделал отличную военную и государственную карьеру. В этом помогли родовитость рода, связи матери и многогранность его натуры. Он был вельможей при дворах Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
Владел поместьями, где на него трудились более двух тысяч крепостных мужского пола.
При содействии Е.Р. Дашковой (подруга матери) и по велению Екатерины II Алексей Оленин (тогда ещё Аленин) учился в Пажеской школе (будущий Пажеский корпус), обучался в Дрезденской артиллерийской школе, а после в Штрасбургсом (Страсбургском) университете.
В Германии Оленин изучил немецкий язык, в Штрасбурге французский, знал итальянский, испанский, из древних – латынь и церковно-славянский, позже выучил греческий, еврейский и арабский.
Во время обучения в Германии Оленин создал труд «Толкования многих военных русских старинных речений» с подробными комментариями (не опубликован), за который в 1786 году был избран членом Российской академии, президентом которой в то время была Е.Р. Дашкова.
Оленин был хорошим рисовальщиком, и его, по предложению президента АХ графа А.С. Строганова, в 1804 году избрали почётным членом Академии художеств - «за отличную привязанность к изящным художествам и знания, сопровождающие оную».
[ Spoiler (click to open)]
Оленин любил вращаться среди людей науки и искусства. Его дом (наб. Фонтанки 97-99) и усадьба «Приютино» были центрами культурной жизни Петербурга. Оленин организовал в них неформальный литературный кружок, который посещали Державин, Карамзин, Крылов, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Пушкин и другие видные литераторы, а также художники Боровиковский, Венецианов, Варнек , Кипренский и артисты театров.
Неизв. худ. Гостиная Олениных. 1810-е г.г. Акварель.
Близость Оленина ко двору, благосклонность к нему императора, быстрый карьерный рост, насыщенная деятельность во многих направлениях вызывали неприязнь окружающих, даже те, кто посещал петербургский дом Оленина, находили его весьма ограниченной личностью и записывали в своих дневниках нелестные о нём характеристики: Корф - «отчаянная ничтожность», «лилипут»; Н.И.Тургенев – «шут», «в маленьком теле маленькая душа»; Вигель - «сокращённая особа»; Пушкин – «о двух ногах нулёк горбатый».
Ф.Ф. Вигель писал, что Оленин был «искателен в сильных при дворе и чрезвычайно уступчив в сношениях с ними», что отразилось на росте его карьеры.
Жуковский характеризовал дом Оленина, как «место собрания авторов, которых он хочет быть диктатором». М.А. Корф писал об Оленине, что он «любил собирать у себя литераторов больше из тщеславия, чем по вкусу к литературным занятиям».
В 1817-1843 годах Оленин занимал пост президента Императорской Академии художеств. От предыдущего руководства (после смерти А.С. Строганова АХ находилась под управлением Министерства народного просвещения) Оленину досталась полная разруха: здание требовало ремонта, грозило обрушением, студенты голодали и ходили в обносках, ученики старших классов избивали младших ... Долг Академии составлял 300 тысяч рублей, а в кассе лежало всего 17 рублей 26 копеек.
Он добился государственных средств на ремонт и благоустройство, копии работ воспитанников пустил в продажу, купил краски, холсты и другие материалы, устроил досуг воспитанников, расставил в помещениях копии античных скульптур, ввёл эстетику академизма ... Оленин возродил в Академии музыкально-танцевальные вечера и театральные представления, устраивал художественные выставки картин выпускников Академии.
При Оленине Академия художеств расцвела. Художник-график Ф.Г. Солнцев, почитавший Оленина, вспоминал: «При всём том справедливость требует упомянуть, что Алексей Николаевич не пользовался расположением своих подчинённых, почему – решительно недоумеваю!»
Став Президентом Академии Художеств, Оленин запретил обучение в Академии крепостных: либо пусть помещики дают им вольную, либо изгнание из стен Академии. Разумеется, помещики не пожелали освободить своих крестьян, но потребовали объяснения.
Оленин объяснил, что "в Академии воспитанникам в процессе обучения непрестанно говорят о свободе мыслей, о свободных художествах, о свободном выборе предметов учения, и таким образом крепостной человек привыкает к слову «свобода», как к понятию личной свободы, и надеется, что посредством своего таланта достигнет успехов, чинов и даже дворянства. И что же? После выпуска он возвращается к своему помещику в прежнее крепостное состояние и видит, что все пути-дороги в светлое будущее для него закрыты. Он впадает в отчаяние и начинает ненавидеть и свой талант, и свою жизнь и всё вокруг. И по общей привычке русского народа начинает с горя пить ..."
Сердобольный Оленин, был убеждён в незыблемости крепостного права: свобода, да! но не во всём и не для всех!Так что с 1817 года прием крепостных в Академию был прекращен.
После восстания декабристов в 1825 году Оленин спешно ввёл в Академии телесные наказания, обыски в спальнях учеников, отдал приказ инспекторам и надзирателям вскрывать
письма воспитанников. Он был уверен, что после введённых им правил и принятых мер, никакое крамольное семя в вверенном ему учреждении не даст вольнолюбивые ростки.
Оленин был истинным царедворцем, он чутко улавливал дух времени, настроения государя и общества, говоря попросту «держал нос по ветру».
Зная, что Николай I после декабрьского восстания боялся всяких заговоров и даже намёков на них, Оленин желал упредить недовольство государя и зорко выискивал бунтарские настроения у художников. Он усмотрел крамольные мысли в картине А.А. Иванова «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним виночерпию и хлебодару», увидел в картине явный намёк на казнь декабристов и осуждение императора.
Картина Иванова «Иосиф в темнице», выставленная в выставочном зале Академии, ещё недавно вызывала общий восторг, говорили даже, что сам Брюллов не написал бы лучше. За эту картину А.А. Иванов получил Большую золотую медаль Императорской Академии художеств.
Иванов А.А. Иосиф, толкующий сны заключённым с ним виночерпию и хлебодару. 1827. Холст, масло. 178,5х213. Государственный Русский музей, С.-Петербург.
До президента АХ дошли слухи, что картина, которой недавно восхищалось общество, неблагонамеренна, направлена против власти и выражает сочувствие казнённым мятежникам-декабристам. Оленин перепугался, а вдруг эти слухи дошли до самого императора?!
Он вызвал Иванова в свой кабинет и сурово отчитал его. Прыгая со сжатыми кулачками перед коренастой фигурой художника, сутулый карлик в расшитом мундире кричал ему: «Скажи, на что намекает в твоей картине Иосиф, простёрший руку к барельефу на стене темницы, где изображена казнь египетская? В изображении сюжета из священного писания вместо благоговейного трепета в исполнении оного ты, дерзкий, решился напомнить ... Да как ты смел? Отвечай, каналья!...»
Александр Андреевич спокойно, без робости взглянул в глаза беснующегося человечка. Оленин под взглядом Иванова отступил к своему огромному столу. Через минуту он овладел собой и повелительно крикнул: «Иди! Не соблазняйся больше пагубными мыслями ...»
Глубокой ночью художник пришёл в здание Академии и стал рассматривать свою картину. Картина изображала библейский сюжет о виночерпии и хлебодаре, заключённых вместе с Иосифом в тюрьму. Им приснились непонятные сны (каждому свой), и они попросили Иосифа разгадать их смысл. Иосиф разгадал сны, предсказав виночерпию свободу, а хлебодару казнь.
Где Оленин усмотрел намёк на крамолу? Да, на стене изображена казнь египетская, но смысл этого изображения в том, что оно всего лишь подтверждает пророчество Иосифа о смертном наказании для хлебодара. И руку он поднял как подтверждение правоты своих толкований.
А.Н. Оленин был Президентом АХ до самой своей смерти в 1843 году.
Он был последним президентом, назначенным на этот пост благодаря своим заслугам. После кончины А.Н. Оленина президентами Академии становились лишь представители императорской семьи.