mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Фильм о Пушкине "Последняя дорога", 1986.

Вспомним скорбный день 29 января (10 февраля) 1837 года.

Действие фильма "Последняя дорога" начинается в ночь на 27 января 1837 года, накануне дуэли Александра Пушкина и Дантеса. Сама дуэль в фильме показана, но не она главная в фильме – внимание сконцентрировано на окружении Пушкина в самые последние дни его жизни.

Практически все знают предысторию скорбного события по разным источникам (учебники, мемуары, исследования пушкинистов и т.д.), снимались фильмы, в которых главное внимание уделялось Пушкину, Дантесу и коварной Натали, которая подавалась, как причина дуэли. Семья, друзья и недруги Пушкина при этом показывались вторым планом.

В "Последней дороге" всё наоборот. Создатели фильма "спрятали" Пушкина за упоминания о нём, а на первое место поставили переживания друзей и равнодушие и радость врагов.


Осиротевшие друзья - Данзас, Жуковский и Вяземский.

От первого просмотра фильма (очень давно) у меня осталось воспоминание в виде картин с полуосвещённым Петербургом, с метелью, кострами, лицами главных героев в полумраке зажжённых свечей и с балаганной музыкой Андрея Петрова.
А ещё - чувство неудовлетворённости и досады. Позже я пережила эту досаду, списав её на то, что не поняла идею фильма, а может, что в нём и проглядела.

Недавно я пересмотрела этот фильм. И что? Во мне ожили те же самые впечатления: атмосфера тревоги и напряжения, плохо освещённые кадры и знакомое чувство досады.

Ладно, надо разобраться, почему?
Фильм задуман, как реконструкция событий конца января 1837 года, где сюжет завязан не на самом Пушкине, а на действиях и разговорах его ближайшего окружения: друзья - Жуковский, Вяземский, Данзас, Дантес, семья - Натали и её сёстры. С противоположной стороны враги: Уваров, Дубельт, Нессельроде, Геккерн, Дантес и их подпевалы.

Понравилось, что фильм сделан, как ожившая иллюстрация тех тревожных дней. Понравилось, что в фильме собраны лучшие актёры нашего времени: Калягин, Вадим Медведев, Ирина Купченко, Анна Каменкова, Сергей Сазонтьев, Смоктуновский, Филозов, Мягков, Римма Маркова, Гедиминас Сторпирштис (Дантес).

В титрах указана фамилия актёра, сыгравшего Александра Сергеевича Пушкина – Юрий Хомутянский. Смело сказано "сыграл"! Так себе, прошёл по фильму, как "тень отца Гамлета". Лицо Пушкина-Хомутянского появляется всего один раз в начале фильма и то на несколько секунд, когда поэт подаёт Натали руку, усаживая её в карету.

пд2.jpg
Хомутянский мелькнул на миг, как последний луч заката ....

В-о-оот!!!
Я поняла, чем вызвана моя досада! В фильме о Пушкине нет Пушкина.
Есть много разговоров о нем. Диалоги действующих лиц состоят из мастерски подобранных цитат, никакой сценарной отсебятины. Слушаешь, словно мемуары читаешь! Пушкина, кроме одного раза, больше не показывают, а когда по сюжету без него никак не обойтись, показывают фантом, то есть показывают не фигурально, а намёком, со спины, тенью за занавеской, дальней фигурой на дуэли, силуэтом в ворохе белья на диване, неподвижным телом с запрокинутой головой (чтоб лица не увидеть) ...

пд пара.jpg
Пушкин есть, но его - нет!

Кстати, об этом моменте. Широко известно, что когда Никита Козлов принял раненого барина из кареты на руки и понёс в дом, Пушкин спросил его: "Грустно тебе нести меня, Никита?" Очень хотелось в этом момент увидеть лицо Александра Сергеевича (реконструкция всё-таки!), но это противоречило бы сценарной задумке, и сценарист и режиссёр Менакер проигнорировал сей общеизвестный факт, хотя ... мог бы дать Хомутянскому ещё раз показаться!

Похоже, актёры на роли подбирались с максимальным сходством на оригиналы, и это сделало образы исторических лиц достоверными - плюс фильму!

Иннокентий Смоктуновский так сыграл Геккерна, что голландский посланник, противник Пушкина, мне даже понравился. Сочувствовала красавчику Дантесу (бедный парень, попавший под раздачу). Интересно показана чета Нессельроде – он вкрадчивый паук, потихоньку плетущий паутину заговора (актёр Ольгерт Кродерс ), она - упёртая ненавистница Пушкина (Римма Маркова).

Василий Андреевич Жуковский в исполнении Александра Калягина – точное попадание в образ, Жуковский и Калягин словно родные братья! Рукоплещу - роль Жуковского сыграна Калягиным блестяще!

Вадим Медведев, полюбившийся мне с роли Евгения Онегина, отлично сыграл Петра Вяземского, именно таким по внешности и характеру я Вяземского и представляла.

Понравились женские роли: Ирина Купченко в роли Веры Вяземской (она ценила Пушкина и понимала его величие) и Анна Каменкова в роли Александры Гончаровой (сестры Натали). Андрей Мягков отлично сыграл Дубельта. Этот главный жандарм в его исполнении прекрасно сознавал, что Пушкин великий поэт, но ... ничего личного, служба-с!

Сергей Жигунов (корнет Чичерин) и Михаил Глузский (Шишкин) отлично сыграли свои роли, видимо, из любви к Александру Сергеевичу и в силу своего таланта, но их роли не несут никакой нагрузки и их легко можно выбросить из сюжета. Оба эти персонажи из пьесы "Последние дни" Михаила Булгакова, видимо для того, чтобы представлять в фильме "широкие народные массы", понимающие, что "угас, как светоч, дивный гений", но почему эти массы представлены лишь офицером и ростовщиком?

Роль супруги Пушкина Натальи Николаевны (Елена Караджова) прописана слабо и заключается в том, что она либо мечется по дому, заламывая руки, либо спит.

Отлично сыграл Никиту Козлова Виктор Бычков. Я привыкла видеть его в ролях стойких большевиков и неподкупных коммунистов, а здесь он искренний и преданный друг-слуга своего барина. Наглядно и страшно смотреть, как обхватив гроб руками, Никита мчится в санях сквозь метель к месту вечного упокоения своего любимца.

пд сани.jpg
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

А.С.Пушкин. "Бесы", 1830.

О музыке Андрея Петрова.
Музыка не понравилась. Композитор написал несколько задушевных романсов на стихи Петра Вяземского к другим фильмам, и для музыкального оформления "Последней дороги" мог бы создать нечто подобное. Но Петров поступил новаторски, он разделил музыкой две противостоящие стороны – окружение Пушкина и высшую знать. Задумка понятная, но, на мой взгляд, непродуманная. Там, где Пушкин и друзья, музыка тихая, невнятная, и даже не запоминается, зато светская жизнь аристократов проходит под громкие, резкие и визгливые звуки, скрежещущие по нервам, от которых становится неприятно (а это отражается на зрительском восприятии).

пд знать.jpg
Знатные гости съезжаются на бал под звуки музыки Петрова ...

Об идее фильма (Пушкин есть/Пушкина нет) можно сказать пафосно: в дни с 27 января по 29-й Пушкин уже уходил из реальной жизни, и не живая плоть поэта, а его образ витал по сюжету, желая (по задумке режиссёра) стать "памятником нерукотворным".

А что ещё сказать? Досада всё-таки, увы, осталась!
Фильм "Последняя дорога" явно не шедевр, но он занял своё место в кино-пушкиниане, и это хорошо. Друзья и враги Пушкина - важная составляющая его жизни и отмахиваться от неё, зацикливаясь лишь на Дантесе, нельзя. Кино-памятник Пушкину из фильма не получился, но все вышеперечисленные (и не названные) актёры оказались на высоте! Они своим талантом "оживили" сценарий, и зрители прочувствовали тягостную атмосферу тех скорбных дней. И это у них получилось!

Художественный фильм "Последняя дорога", 1986.
Режиссёр Леонид Менакер.
Сценаристы – Леонид Менакер и Яков Гордин.
Студия "Ленфильм".
Длительность 1 час 41 минута.

Tags: гордость нации, исторические фильмы, пушкин, скорбная дата
Subscribe

  • Вспоминаю о Русском музее.

    Московские власти обещают к маю снять все ограничения, связанные с пандемией. Якобы откроются для свободного доступа рестораны, театры и кинотеатры,…

  • Об Анне Владимировне Бобринской.

    На портрете ниже изображена Анна Владимировна Бобринская, жена Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова.…

  • Генрих Семирадский. Христианская Дирцея.

    Художник Генрих Семирадский чистый академист, и мне очень нравятся его работы. Жаль только, что с картиной «Светочи христианства» он пожмотничал и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Вспоминаю о Русском музее.

    Московские власти обещают к маю снять все ограничения, связанные с пандемией. Якобы откроются для свободного доступа рестораны, театры и кинотеатры,…

  • Об Анне Владимировне Бобринской.

    На портрете ниже изображена Анна Владимировна Бобринская, жена Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова.…

  • Генрих Семирадский. Христианская Дирцея.

    Художник Генрих Семирадский чистый академист, и мне очень нравятся его работы. Жаль только, что с картиной «Светочи христианства» он пожмотничал и…