mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Пушкин на портрете Кипренского.

Приближается скорбная дата 10 февраля. Исполнится 184 года, как погиб А.С. Пушкин.
Мои мысли о нём ...

Орест Кипренский выполнил портрет Пушкина по заказу Антона Дельвига. Дельвиг держал портрет в своём доме, но после смерти друга (1831) Пушкин выкупил портрет у вдовы и повесил в своём кабинете.
Отец поэта Сергей Львович Пушкин отметил сходство сына на портрете, и самому Александру Сергеевичу понравилось своё изображение, он даже посвятил Кипренскому стихотворение:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Пушкин Кипренский.jpg
Кипренский О.А. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Холст, масло. 64,8 х 56,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Многие, не раз видевшие Пушкина, также подчёркивали сходство оригинала с изображением, но единодушно возражали лишь против одного - застывшей позы Пушкина на портрете. Все, кто общался с поэтом (или наблюдали его), отмечали, что он был человеком оживлённым, деятельным, порывистым, пылким: "почти каждое движение его было страстное, от избытка жизненной силы его существа; ею он еще более пленял и увлекал, нежели своими сочинениями". Говорили: "вертлявый и непосестный, Пушкин был весь жизнь и движение".

Понимаю, современникам, привыкшим в жизни к "вертлявому" Пушкину, было странно видеть его изображённым неподвижно, но они должны были понимать, что в живописи движение изображается статикой, - это и есть то уникальное искусство, которым в совершенстве владел художник Кипренский.
Думаю, о позе Пушкина шептались и завистники его славы, усматривая в "наполеоновской" позе поэта намёк на сравнение его с великими поэтами прошлого. Об этом говорит и статуэтка музы Поэзии за плечом Пушкина - прозрачный "намек на поэтическое призвание и покровительство богов".

Неизвестно, что сказал о своей позе на картине сам Пушкин, но, если об этом не осталось воспоминаний, то ему, вероятно, нравилась величавая значительность своего отражения на холсте; возможно, он видел в своей статичной позе а ля лорд Байрон мечту о памятнике самому себе, о чём писал в стихотворных строчках.

Кипренский по праву мог сказать о портрете словами Пушкина "Я памятник воздвиг ЕМУ нерукотворный". Руками воздвиг, но – Памятник!

пушкин-кипренский700.jpg
Третьяковская галерея, зал 8.


P.S.
Неизвестен ни один случай, когда Александр Сергеевич сам бы обращался к художникам для заказа своего портрета, наоборот, он всегда отказывал художникам, хотевшим его написать.
В стихотворении "To Dawe, esqr." Пушкин даже советует художнику изображать не его обезьяний профиль, а красавиц типа Олениной:

Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.

Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.

Но стихотворение написано в 1828 году, а портрет Кипренский создал в 1827-м.
Интересно, КАК Дельвиг уговорил Пушкина позировать?
Tags: дельвиг, кипренский, описание картин, пушкин, русская живопись, русские художники, третьяковская галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments