Конечно, при просмотре я вспомнила Николая Черкасова в роли царевича Алексея в фильме "Пётр Первый" по роману Алексея Толстого.
Меня всегда изумляло сходство царевича Алексея, сыгранного Черкасовым, с царевичем Алексеем, изображённым художником Н.Н.Ге на полотне "Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Не знаю, как другим, но для меня сходство один-в-один, хоть картина написана Ге в 1871 году, а фильм "Пётр Первый" снят в 1937-м.
Картина Ге + царевич Алексей (роль Н.Черкасова).
Некоторое внешнее сходство наблюдается у царевича, сыгранного Алексеем Зуевым, с изображением Алексея на прижизненном портрете работы немецкого живописца Иоганна Готфрида Танауэра.
Но это всё интересные для меня лирические отступления от темы.
А тема - фильм "Царевич Алексей".
Слева актёр Алексей Зуев в роли Алексея Петровича. Справа - портрет царевича Алексея (Г. Танауэр).
Сюжет фильма - классическая схема отношений отцов и детей в государственном масштабе, когда на месте Павлика Морозова становится отец, а сын показан высоко нравственным, богобоязненным и мягким человеком. Алексей Петрович не оправдывал методы правления своего отца ("...Не токмо дела воинския и прочия от отца моего дела, но и самая особа зело мне омерзла ...") и стремился вести жизнь не императорского наследника, а простого человека с тихими семейными радостями, что вызывало гнев и неприязнь державного Отца.
Пётр, как известно из исторических документов, после побега Алексея к австрийскому королю, был с ним "зело жесток", невзирая на свои отеческие чувства (".. ибо за мое Отечество и людей живота своего не жалел и не жалею, то како могу тебя, непотребного, пожалеть?") В фильме жестокие подробности сглажены, Алексея не душат подушкой, насильно не травят, а дают умереть в своей постели, правда, после физических и душевных пыток по повелению собственного отца, и на том спасибо.
Слева - Пётр I - Виктор Степанов. Справа - Пётр I - Николай Симонов
Пётр в исполнении Николая Симонова и царевич Алексей в в исполнении Николая Черкасова - это классика исторического жанра, классические кинопортреты самых известных персонажей отечественной истории. Фильм "Пётр Первый" всегда останется для меня самым лучшим фильмом о царе Петре.
При просмотре "Царевича Алексея" я не сравнивала игру актёров Симонова и Степанова. Их Петры дополняют друг друга. Если Пётр Симонова естественный, честный и даже благородный в положительных и отрицательных проявлениях своего характера, то Виктор Степанов показал Петра гремучей смесью из царя-деспота и отца бездушного, коварного и мстительного, но не чуждого некоей сентиментальности. Пётр сам рос без отца, примера для положительного отцовства ему брать было не с кого, поэтому эта сторона его личности находилась в сильно зачаточном состоянии. Пётр показан прежде всего государственным деятелем, а не отцом и семьянином, поэтому он бесповоротно ставит крест на родном сыне ради сохранения государства и царского положения, т.е., государственное для него выше личного.
Слева - царевич Алексей (Алексей Зуев). Справа - царь Пётр I (Виктор Степанов).
Но даже этому чёрствому, лживому и подозрительному человеку в некоторые моменты хочется посочувствовать, например, когда у него на глазах блестят слёзы в минуту осознания, что Алексей умер. Сам обманул, сам пытал, сам отдал на смерть и - нате! плачет. Сильная сцена! До этого я ни разу не видела, чтобы кинематографические Петры плакали - они, эти Петры, были разными, но только не страдающими. Даже Николай Симонов в "Петре Первом" 1937 года не плачет, а только хмурится и шевелит усиками ..
Пётр в исполнении Виктора Степанова - прежде всего государственный человек, но даже у него пробивается глубоко зацементированная человечность, поэтому Петр Первый Степанова - иллюстрация не к учебнику истории, а к учебнику жизни.
Фильм, в целом, мне понравился, хотя он оставил чувство неосознанной досады. Возможно, незаметно для себя я всё-таки сравнивала оба фильма ... . Я очень люблю тот старый, двухсерийный фильм "Пётр Первый", но и "Царевич Алексей" , в принципе, фильм нормальный и сгодится для семейного просмотра с детьми. Достоинство фильма в том, что он оправдывает Алексея Петровича и показывает его не как коварного изменщика родины, а как человека с твёрдыми моральными принципами, который имеет мужество противостоять злой силе отца и защищать свои жизненные установки. .Это понятно, но непонятно другое.
Думаю, что люди, родившиеся в подобных семьях, не должны помышлять о другой жизни, нежели как об исполнении своего предназначения. То есть, жить и поступать им надо по поговорке - "назвался груздём - полезай в кузов", исполняй своё предназначение по праву и обязанности рождения, бери из рук отца вожжи и не бросай державу на произвол судьбы. Был бы Алексей стоящим преемником отца-государя, возможно, Пётр умер бы спокойно, зная, что дело его жизни в надёжных руках, и Россия избегла бы многолетней и мучительной для народа политической чехарды кратковременных правителей.
Конечно, хочется жить вольной птицей, но не всем это позволено. Не люблю слово "долг", но в данном случае Алексей не исполнил своего долга, за что и поплатился. - как говорит латинская поговорка - Quod licet Jovi, non licet bovi - "что положено Юпитеру, не положено быку", что означает, на указание подчинённому его места.
Может, не в тему, но мне вдруг вспомнился совет королевы Виктории, сказанный ею дочери, когда та пожаловалась на нежелание исполнять супружеские обязанности с нелюбимым мужем (брак по государственному расчёту): - "Закрой глаза и думай об Англии".
Вот так и надо было Алексею Петровичу думать не о том, чтобы стать мужем любезной Ефросиньюшки, но стать мужем государственным на благо России!
Вот такие мысли навеял мне этот фильм.
О фильме.
"Царевич Алексей", 1997. Реж. Виталий Мельников.
Снят сюжету романа Д.С. Мережковского "Пётр и Алексей".
Первый фильм исторической трилогии Виталия Мельникова "Империя. Начало".
Музыка - Андрей Петров.
Продолжительность - 120 мин.