Самое достоверное изображение Лермонтова – его Автопортрет, написанный на Кавказе в 1837 году. Лермонтов был талантливым художником, и нельзя сомневаться в сходстве Автопортрета с оригиналом. Если взять этот автопортрет за основу внешности поэта, то другие его изображения доказывают особенности его лица: оно европейского типа, широкое между висками и зауженное книзу, большие глаза, нос с курносым кончиком, прямые брови и высокий лоб.
Наиболее близкими по сходству Автопортретом считаются портреты работы Заболотского 1837 года (в гусарском ментике) и 1840 года (в гражданском платье). Есть ещё единственный портрет Лермонтова в профиль (1840) работы Дмитрия Палена. Считается, что Пален очень точно уловил сходство, подчеркнув особенность лица поэта - характерную линию носа.
Портреты Лермонтова слева направо:
Лермонтов "Автопортрет", 1837. Заболотский,1837. Заболотский,1840.
Теперь давайте посмотрим на портрет Лермонтова работы художника Горбунова (ниже). Если вышеописанные портреты передают практически одинаковую форму лица поэта и его характерные особенности (глаза, нос, скулы, подбородок), то портрет Горбунова от них отличается нехарактерной формой лица, размером глаз и формой носа.
Почему?
Потому что Горбунов рисовал портрет Лермонтова по наброску и по памяти.
Как это случилось?
В 1841 году редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский начал готовить второй сборник стихов Лермонтова, и ему пришла в голову мысль украсить новое издание портретом автора. Дело в том, что произведения Лермонтова были уже известны читателям, но никто не знал, как автор выглядел.
Портреты Лермонтова хранились у его бабушки в Тарханах, и Краевский мог бы попросить сделать с них литографию, но Елизавета Алексеевна никому не давала драгоценные изображения любимого внука даже на короткое время.
Тут очень удачно в Петербург приехал с Кавказа сам Лермонтов. Его отпустили в отпуск для свидания с приболевшей бабушкой. Ожидая прибытия бабушки в Петербург, которая задерживалась по причине раскисших из-за оттепели дорог, Лермонтов совершал визиты к друзьям и занимался книгоиздательскими делами. Зная, что Лермонтов обязательно зайдёт в «Отечественные записки», Краевский пригласил художника Кирилла Горбунова, тогда ещё студента АХ, чтобы запечатлеть поэта для будущей литографии.
Общеизвестно, что художники пишут портреты за несколько сеансов, а быстро создаются только карикатуры. Краевскому был нужен полноценный портрет Лермонтова, а Горбунов уже тогда прослыл отличным рисовальщиком.
Отпуск у Лермонтова получился очень насыщенным по делам и встречам. Несколько раз он заходил к Краевскому по издательским делам, но полноценно позировать не смог, поэтому Горбунов сделал только наброски. И.И. Панаев, который часто бывал у Краевского и присутствовал при визитах Лермонтова, утверждал, что "посещения его всегда были очень непродолжительны".
Уладив издательские дела, Лермонтов больше не приходил к Краевскому. Задержавшись в столице сверх положенного срока, Лермонтов получил предписание срочно возвращаться в полк.
Горбунову пришлось заканчивать портрет по наброскам и по памяти.
Художник М. Е. Меликов, вспоминал о Лермонтове: "приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами". И добавлял: "Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица".
Это сказал художник, который боялся исказить в портрете черты лица гениального поэта! А Горбунов не побоялся. Трудную внешность поэта он изобразил всего лишь по наброскам!
11 марта 1841 года Краевский написал М. Н. Каткову (журналист, издатель, публицист): "Здесь теперь Лермонтов в отпуску и через две недели опять едет на Кавказ. Я заказал списать с него портрет Горбунову: вышел похож".
Краевский, конечно, заметил, что на рисунке Лермонтов лишь отдалённо похож на себя, но дела коммерции закрыли ему глаза на несоответствие портрета оригиналу. Издание с портретом автора, которого дотоле никто не видел, сулило издателю солидные барыши, а ради прибыли можно было покривить душой.
Лермонтов на рисунке Горбунова "вышел похож" лишь присущими ему чертами – усики, причёска, военный мундир. Это всё равно, как к портрету кудрявого человека пририсовать бакенбарды и сказать, что это Пушкин – все поверят, потому что бакенбарды и кудрявая голова – характерные элементы для узнавания Пушкина.
У Лермонтова то же самое – есть усики и военный мундир, значит, это Лермонтов, а всё остальное – плод воображения художника Горбунова.
Пётр Александрович Ефремов (библиограф, издатель, литературовед) вспоминал в 1875 году, что сам художник [Горбунов] сообщил ему, что не успел закончить работу "за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал его уже после его смерти".
Ранее Горбунов не встречался с Лермонтовым, и за несколько сеансов работы (или за один?) вряд ли мог запомнить детали лица, поэтому после отъезда Лермонтова дописывал портрет по своему усмотрению.
Панаев так описывал Лермонтова: "Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза".
На портрете Горбунова таких характерных черт не наблюдается. Художник вытянул лицо Михаила Юрьевича, удлинил и сузил нос, придал ему горбинку, а кончик носа опустил книзу. К тому же сделал узкую переносицу, когда как на других портретах она широкая.
Горбунов К.А. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841.
Законченный портрет, выполненный акварелью на бумаге, был передан Краевскому.
Я уверена, что Краевский, увидев рисунок, сначала постоял, размышляя, а потом сказал: "Очень характерный ...похож".
П.А. Висковатов сказал: "... даже был похож". Домашний учитель Лермонтова А.З. Зиновьев сказал: "более всех схож".
Как-то неуверенно звучат эти слова ... похож, но как бы не очень. Особенно настораживают слова Зиновьева. Учитель, учивший Лермонтова с 13 лет до 17-ти и никогда не видевший его взрослым (к тому же не видевший другие портреты Лермонтова), утверждает "БОЛЕЕ всех похож"! Очень голословно!
Получается, что видевшие Лермонтова люди, нашли лишь условное портретное сходство.
Здесь к месту можно привести высказывание о Лермонтове И.И.Панаева: "... большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры".
Только Михаил Николаевич Лонги́нов в 1872 году написал в журнале "Русская старина" о своём категорическом несогласии с изображением Горбуновым Лермонтова: "Я первый заявил о несходстве и безобразии этого портрета".
Лонгинов и Лермонтов были дальними родственниками по линии Арсеньевых. Михаил Лонгинов знал Лермонтова с 9-ти лет и хорошо помнил его лицо. Он видел Лермонтова-юнкера и Лермонтова-гусарского офицера, а в последний раз Лонгинов и Лермонтов встречались в 1841 году, когда Горбунов создавал свой выдуманный портрет Лермонтова.
Так что Лонгинов имел все основания сказать, что на портрете Горбунова Лермонтов не похож сам на себя. И я, сверяя горбуновский рисунок с портретами Заболотского и с Автопортретом Лермонтова, с Михаилом Николаевичем согласна.
К тому же Лермонтов на портрете Горбунова получился унылым, с запавшими, безжизненными глазами и с синевой под носом и на подбородке, которая обычно бывает только у брюнетов. У мужчин бывает, что цвет волос и цвет бороды отличаются друг от друга по цвету, но Лермонтов не носил бороды, поэтому никто не знает, какого цвета она могла бы быть. Опять Горбунов нафантазировал,
Да, Лермонтов не хотел возвращаться на Кавказ, но потухшего взора у него никто не видел. Даже после дуэли с де Барантом Лермонтов (по свидетельству Панаева) был "необыкновенно весел и разговорчив".
А приходя к Краевскому, он часто вёл себя "как маленький бесёнок", мог разбросать бумаги на столе, сбросить на пол корректуры и произвести страшную кутерьму в комнате. Однажды он даже опрокинул ученого редактора [Краевского] со стула и заставил его барахтаться на полу в корректурах. /Из воспоминаний И.И.Панаева/.
Горбунов зарисовывал оживлённого Лермонтова к кабинете Краевского и с чего он придал глазам Лермонтова грустный взгляд?! Он же не мог знать, что через месяц поэт погибнет?!
Считаю, что акварельный портрет Лермонтова работы К.А. Горбунова - самый неудачный из всех изображений поэта. И самый, увы, распространённый, потому что был первым напечатан для широкой публики. Получается, что Краевский и Горбунов сделали фальсификацию из-за денег? Горбунов из-за гонорара, Краевский из-за прибыли? Ведь Горбунов был бедным студентом, только-только получившим от своего помещика вольную, а дела "Отечественных записок" в то время уже шли неважно ...
Портрет сначала хранился у Краевского, но позже был передан Горбунову для создания литографии к сборнику "Стихотворений М.Ю. Лермонтова", изданного в 1842 году.
Портрет Краевскому Горбунов не вернул.
В 1875 году у художника побывал П.А. Ефремов и обнаружил этот портрет уже подпорченным от сырости.
Биограф Лермонтова П.А. Висковатый (Висковатов) также говорил, что "оригинал портрета был кем-то взят у Краевского, реставрирован и испорчен".
В 1882 году Горбунов отдал портрет Лермонтова в Лермонтовский музей, видимо, подправив испорченные места, поэтому на копиях портрета, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Институте русской литературы, повреждения отсутствуют.
Потрет Лермонтова работы Горбунова стал самым растиражированным изображением поэта, с которым познакомились читатели. Увидев портрет автора на книжке, читатели запомнили его именно таким, и поколебать сложившееся впечатление уже невозможно, тем более, что портрет Лермонтова работы Горбунова был тем единственным портретом, с которого в течение почти 22 лет делалось множество гравюр и литографий.
Можно ли уверенно сказать, что художник Горбунов не умел схватывать и передавать сходство? Думаю, нет, но только не в отношении Лермонтова. Поэт на других портретах (Заболотский, Захаров) сильно отличается от офицера на портрете Горбунова.
В отсутствие оригинальной натуры художник дал волю фантазии, вырисовывая лицо поэта по своему усмотрению, и сам уверовал в то, что это и есть Лермонтов. Пример - портрет, созданный Горбуновым в 1883 году.
В 1883 году при Николаевском кавалерийском училище шла подготовка к созданию Лермонтовского музея. Группа офицеров лейб-гвардии гусарского полка обратилась к Горбунову (как к автору самого известного портрета Лермонтова) с просьбой выполнить для музея портрет Лермонтова в гусарской форме. Художник охотно выполнил заказ, взяв за основу свою работу 1841 года.
Горбунов К.А. Портрет Лермонтова. 1883 год.
Портрет получился красочным, ярким, но не похожим ни на Лермонтова (опять по памяти?), ни на портрет 1841 года (Горбунов не умел копировать самого себя?).
Кирилл Антонович Горбунов создал портреты многих известных представителей русской культуры (Белинский, Иван Тургенев, В.П. Боткин, Панаев, Герцен, Кольцов, Гоголь, Владимир и Михаил Жемчужниковы, Павел Анненков и др.), и теперь меня тревожит вопрос, а вдруг и они не похожи на самих себя?