mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Портрет Лермонтова работы Горбунова

Рассматривая портреты Лермонтова, я обратила внимание на то, что портрет поэта работы художника К.А.Горбунова не похож на остальные прижизненные. Понятно, что Лермонтов на портретах разный, но всё же можно определить общие для всех изображений особенности – округлость лица, большие глаза, и нос с приподнятым, утолщённым кончиком.
Шан-Гирей вспоминал, что когда впервые увидел Лермонтова, то обратил внимание, что тот был "с коротким носом, чуть-чуть приподнятым, именно таким, какой французы называют "nez à la cousine".

Нос Лермонтова "nez à la cousine" на всех портретах одинаков, кроме портрета Горбунова.

лермонтов горбунов.jpg
Горбунов К.А. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841.


[Spoiler (click to open)]
В 1841 году Лермонтов был отпущен из кавказской ссылки в Петербург на две недели "для свидания с бабушкой". А.А. Краевский, редактор-издатель журнала "Отечественные записки", знакомый Лермонтова с 1836 года, заказал его портрет Горбунову, тогда ещё студенту АХ.
В мае Лермонтов должен быть уже в полку, и времени для создания портрета полностью у Горбунова практически не было.

Пётр Александрович Ефремов (библиограф, издатель, литературовед) вспоминал в 1875 году, что сам художник сообщил ему, что не успел закончить работу "за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал его уже после его смерти".

Ранее Горбунов не встречался с Лермонтовым, и за несколько сеансов работы вряд ли мог запомнить детали лица, поэтому после отъезда Лермонтова дописывал портрет по своему усмотрению. Он вытянул лицо Михаила Юрьевича, удлинил и сузил нос, придал ему горбинку, а кончик носа опустил книзу.
Законченный портрет, выполненный акварелью на бумаге, был передан Краевскому.

Краевский, увидев рисунок, сказал: "Очень характерный ...похож". П.А. Висковатов повторил за Краевским: "... даже был похож". Домашний учитель Лермонтова А.З. Зиновьев сказал: "более всех схож".
Как-то неуверенно звучат эти слова ... похож, но как бы не очень.
Получается, что близко знавшие Лермонтова люди нашли портретное сходство с оригиналом условным.

Только Михаил Николаевич Лонги́нов в 1872 году написал в журнале "Русская старина" о своём категорическом несогласии: "Я первый заявил о несходстве и безобразии этого портрета".

Лонгинов и Лермонтов были дальними родственниками по линии Арсеньевых. Михаил Лонгинов знал Лермонтова с 9-ти лет и хорошо знал его в лицо. Он видел Лермонтова-юнкера и Лермонтова-гусарского офицера, а в последний раз Лонгинов и Лермонтов встретились в 1841 году ресторане Леграна на Большой Морской.

Так что Лонгинов имел все основания сказать, что на портрете Горбунова Лермонтов не похож на себя. И я с Михаилом Николаевичем согласна.

Портрет сначала хранился у Краевского, но Горбунов в 1841 году выпросил его для копирования для литографии. Литография была приложена к первой части "Стихотворений М.Ю. Лермонтова", изданных в 1842 году.
Портрет Горбунов Краевскому не вернул.

В 1875 году П.А. Ефремов обнаружил у художника этот портрет уже подпорченным от сырости.
Биограф Лермонтова П.А. Висковатый (Висковатов) также говорил, что "оригинал портрета был кем-то взят у Краевского, реставрирован и испорчен".

В 1882 году Горбунов отдал портрет Лермонтова в Лермонтовский музей, видимо, подправив испорченные места, поэтому на копиях портрета, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Институте русской литературы, повреждения отсутствуют.

Потрет Лермонтова работы Горбунова стал растиражированным изображением поэта, с которым познакомились читатели. Увидев портрет автора на книжке, читатели уверились, что Лермонтов именно таков. Поколебать сложившееся мнение практически невозможно, тем более, что портрет Лермонтова в тенгинском мундире был единственным портретом, с которого в течение почти 22 лет делалось множество гравюр и литографий.

Можно ли уверенно сказать, что художник Горбунов не умел схватывать и передавать сходство? Думаю, да. Ведь лицо Лермонтова на других портретах сильно отличается от внешности на портрете Горбунова. Похоже, что в отсутствие оригинальной натуры, художник дал волю фантазии, вырисовывая лицо поэта по своему усмотрению. Пример - портрет, созданный им в 1883 году.

В 1883 году при Николаевском кавалерийском училище шла подготовка к созданию Лермонтовского музея. Группа офицеров лейб-гвардии гусарского полка обратилась к Горбунову (как к автору самого известного портрета Лермонтова) с просьбой выполнить для музея портрет Лермонтова в гусарской форме. Художник охотно выполнил заказ, взяв за основу свою работу 1841 года.

Портрет получился красочным, похожим и в тоже время не похожим на предыдущий портрет. Горбунов не умел копировать самого себя?

Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. 1883 год. Кирилл Горбунов.jpg
Горбунов К.А. М.И.Лермонтов в форме Лейб-гвардии гусарского полка. 1883.


Кирилл Антонович Горбунов создал портреты многих известных представителей русской культуры, но теперь меня тревожит вопрос, а вдруг и они не похожи на самих себя?

Tags: лермонтов, мысли вслух, русская живопись, русские художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments