Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Художественный фильм "Чайковский", 1969.

О фильме "Чайковский" я уже немножечко писала здесь, но сейчас напишу о нём поподробней.
Художественный фильм 1969 года "Чайковский". Фильм цветной, живой, душевный, артисты замечательные, что ни фамилия, то звезда: Иннокентий Смоктуновский, Владистав Стржельчик, Антонина Шуранова, Евгений Евстигнеев, Кирилл Лавров, Евгений Леонов, Бруно Фрейндлих, даже Майя Плисецкая …
Сюжет основан на переписке Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк, которая долгие годы была его вдохновением, утешением и родственной душой. Строчки писем превратились в живые образы двух замечательных людей. Тонко и лирично показаны глубокие душевные переживания обоих: у Чайковского от благодарности к "Надежде Филаретовне - лучшему другу" и от невозможности ответить на её чувства, у фон Мекк - от любви к Чайковскому и от нелюбви Чайковского к ней.
[Spoiler (click to open)]
Страстно любящая музыку, Надежда Филаретовна влюбилась в музыку Чайковского и перевела свои чувства на самого композитора. Она систематически высылала ему деньги, которые помогли Чайковскому оставить службу и всецело отдаться сочинению музыки. Он был бесконечно благодарен материальной помощи Надежды Филаретовны, но ответить взаимностью на её чувства не мог - нельзя любить в благодарность. Тем более, обжёгшись на собственной женитьбе.

Чайковский и фон Мекк переписывались тринадцать лет, но никогда не встречались. В фильме это так искусно обыгрывается, что кажется, что встреча вот-вот состоится, но нет! Вот, например, сцена ... Надежда Филаретовна на берегу недалеко от входа в дом, но не входит, а Чайковский смотрит на неё из-за занавески и не двигается с места ... напряжение сцены такое, что реально хотелось подтолкнуть их навстречу друг другу!
Он не хотел встречаться, а она не хотела навязываться ...

Любовь на расстоянии ... Я понимаю чувства Надежды Филаретовны, влюбиться в музыку, а потом в её автора! На её месте я тоже влюбилась бы в Петра Ильича из-за его музыки. Так бывает. Помню, где-то лет в 13 я влюбилась в Альбрехта Дюрера из-за его длинных кудрявых волос на автопортрете, а потом эта любовь перешла на его творчество.

А ещё помню, как я, второклассница, на экскурсии в Третьяковке увидела портрет художника Фёдора Васильева. Стояла, задрав голову, перед портретом и не могла отвести взгляд, так мне понравился этот человек! Любовь с первого взгляда! А потом я увидела пейзажи Васильева, лиричные, чистые, прозрачные, и полюбила уже творчество художника.

А Чайковский сам по себе был красивым мужчиной, как не влюбиться! Надежда Филаретовна присутствовала на премьерах и видела, как он выходил к зрителям. Возможно, была в шаге от него, только он этого не знал.

Из письма Н.Ф.Мекк: "… мы находимся так близко друг от друга… сегодня я проходила мимо Вашего жилища, смотрела во все окна и хотела угадать, что Вы поделывали в ту минуту…"

Из письма П.И.Чайковского: "… Н. Ф. тоже была в театре, и это меня стесняло, точно так же как и вообще её близость от меня постоянно меня стесняет… Впрочем, в её ежедневных длинных, милых, умных и удивительно ласковых письмах нет ни единого намёка на желание свидеться".

У Надежды Филаретовны были две фотографии Петра Ильича, но в одном из писем она попросила у него третью: "...у меня есть их две, но мне хочется иметь от Вас. Мне хочется на Вашем лице искать тех вдохновений, тех чувств, под влиянием которых Вы писали музыку, что уносит человека в мир ощущений, стремлений и желаний, которых жизнь не может удовлетворить".

В фильме образно поданы письменные разговоры Чайковского и фон Мекк. Он воображает на фоне окна вагона силуэт своей эпистолярной подруги и слышит её вопрос: "Петр Ильич, любили ли Вы когда-нибудь? Мне кажется, что нет. Вы слишком любите музыку для того, чтобы могли полюбить женщину".

Чайковский длинно отвечает: "Вы спрашиваете, друг мой, знакома ли мне любовь неплатоническая? — отвечает он. — И да и нет. Если вопрос этот поставить несколько иначе: т.е. спросить, испытал ли я полноту счастья в любви, то отвечу: нет, нет и нет... Впрочем, я думаю, что и в музыке моей имеется ответ на вопрос этот.
Если же Вы спросите меня, понимаю ли я все могущество, всю неизмеримую силу этого чувства, то отвечу; да, да и да, и опять-таки скажу, что я с любовью пытался неоднократно выразить музыкой мучительность и вместе блаженство любви. Удалось ли мне это, не знаю, или, лучше сказать, предоставляю судить другим".


Вопрос фон Мекк о любви и ответ Чайковского включён в фильм, видимо, с намёком на слухи о его половой ориентации. Если это так, то ставлю создателям фильма жирный минус. Если сюжет построен на отношениях двух людей, никогда друг с другом не встречавшихся, на музыке и композиторской деятельности, то не надо отвлекаться на пикантные намёки, это непорядочно. К тому тот мысленный разговор в потёмках вагона выглядел, как больное воображение композитора, а это тем более не надо, Чайковский не был невротиком.

Ответ Чайковского фон Мекк был правдив: " ... понимаю ли я все могущество, всю неизмеримую силу этого чувства, то отвечу; да, да и да!" Чайковский действительно имел счастье испытать волнующую страсть к женщине, певице Дезире Арто, и знал о сердечных переживаниях лично. А то, что он под видом вызова в Петербург сбежал от жены, говорит лишь о том, что он не любил эту женщину, как чужеродное ему существо.

Чайковский женился на Антонине Ивановне Милюковой, подчинившись импульсу и поддавшись романтическим представлениям о мужской чести и женском достоинстве. Антонина Ивановна показана в фильме этакой озорной хохотушкой со вздёрнутым носиком. Она напомнила мне легкомысленную Ольгу Ивановну из чеховской "Попрыгуньи", и я ещё раз пожалела Петра Ильича за его опрометчивый шаг, а заодно и доктора Дымова.

Материалы из писем – это не биография главных героев, поэтому в двух сериях даются отрывочные факты из жизни Чайковского и фон Мекк, те, о которых они писали друг другу в письмах. А писали они, в основном, о музыке, поэтому большая часть обеих серий посвящена созданию "чайковских" шедевров: Первый концерт, Щелкунчик, Пиковая дама, Евгений Онегин. В фильме много серьёзной музыки, я с удовольствием её слушала, ведь это была музыка великого Чайковского.

Главные герои - точное попадание в образ. Образ Надежды Филаретовны в исполнении Антонины Шурановой впечатлял и вызывал искреннее уважение (и сочувствие) к этой женщине, и верилось, что она именно такая, хотя точного внешнего сходства не было.

Образ Петра Ильича совпал даже по внешности. Иннокентий Смоктуновский в гриме - с усами и бородкой - был похож на изображение Чайковского на живописных портретах и фотографиях. И это замечательно – киношный Чайковский дал полное ощущение живого Петра Ильича!

Я люблю Чайковского, поэтому мне понравился фильм его имени. И я "закрываю глаза" на его недостатки, главный из которых - слабый сценарий. Предположу, что создателям фильма было предложено сделать фильм двухсерийным (ведь это наш великий композитор!), вот и пришлось растянуть скудный материал на большее время. Чем иначе объяснить длительные показы русских полей, лесов и белоствольных берёзок? Или стыки между показами биографических фактов, заполненные картинками, похожими на цветомузыку? Придирки? Наверно, но фильм-то о Чайковском, поэтому всё хорошо!

О фильме.
Режиссёр Игорь Таланкин.
Авторы сценария: Будимир Метальников, Юрий Нагибин, Игорь Таланкин.
В главный ролях: Иннокентий Смоктуновский и Антонина Шуранова.
Композитор: Дмитрий Тёмкин.
Киностудия "Мосфильм". Творческое объединение «Время».
Продолжительность: 147 мин.


Кадр из фильма.
Tags: байопик, советское кино, чайковский
Subscribe

  • Крылатые библейские выражения.

    Немалую роль в жизни русского народа занимала вера Бога, а Библия была практически в каждом доме. Из Библии в русский язык перешло много выражений,…

  • О происхождении некоторых слов.

    Наш язык - это мудрость поколений, и слова придумывались людьми не "с потолка", а в связи с каким-то конкретным жизненным обстоятельством.Есть…

  • Дебри русского языка.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А.И.Куприн/ Ещё в детстве, читая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Крылатые библейские выражения.

    Немалую роль в жизни русского народа занимала вера Бога, а Библия была практически в каждом доме. Из Библии в русский язык перешло много выражений,…

  • О происхождении некоторых слов.

    Наш язык - это мудрость поколений, и слова придумывались людьми не "с потолка", а в связи с каким-то конкретным жизненным обстоятельством.Есть…

  • Дебри русского языка.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А.И.Куприн/ Ещё в детстве, читая…