Да, я считаю, что Достоевский родился именно 30 октября, и это дата - подходящий повод для меня вспомнить о Фёдоре Михайловиче и поговорить о нём, соединив воедино три моих интереса: живопись, литературу и кино.
Достоевский в живописи.
В 1872 году Павел Михайлович Третьяков, собирая для своей галереи коллекцию портретов представителей русской культуры, заказал художнику Перову портрет писателя Достоевского, что и было выполнено. Эта картина ценна не только тем, что мы теперь знаем, как выглядел писатель в момент создания портрета, но и тем, что она - единственное прижизненное живописное изображение Достоевского, остальные – это фотоснимки и перерисовки.
Есть ещё портрет 26-летнего Достоевского работы К. Трутовского, но это графический рисунок.
Так что слава П.М.Третьякову за идею создания портрета писателя!

Перов В.Г. Портрет Ф. М. Достоевского. 1872. Холст, масло. 99 x 80,5. Москва, ГТГ.
Достоевский в литературе.
На портрете Достоевскому 51 год, и у него впереди ещё девять (неполных) лет жизни, в течение которых он создаст своё знаменитое "Великое пятикнижие" - романы "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1866), "Бесы" (1871—1872), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879—1880).
Пережитое в юности глубокое потрясение (инсценировка смертной казни) оставило глубокую травму в психике писателя. Он погрузился во внутреннее содержание человека, открыв, по словам Николая Бердяева, "метафизическую истерию русской души, её исключительную склонность к одержимости и беснованию".
Томас Манн говорил о Достоевском, что он "больной гений, ясновидец сатанинских глубин, преступник ..."
Понимая это, советские власти запретили печатать книги Достоевского и изучать его творчество в школах и в вузах, тем самым оберегая душевное и духовное здоровье молодого поколения. Достоевского не любил Ленин, вернее, Ильич его даже не читал (возможно, поэтому и не любил), да и Сталин относился к писателю-человековеду прохладно. Видимо, здоровая натура наших вождей отторгала от себя психические проблемы героев Достоевского.
К тому же пытливый ум читателей мог бы докопаться до глубин человеческого несовершенства и выпустить наружу "подпольного человека" (он же бес), что могло бы внести анархию в сознание советского человека и порушить созданную идеологию.
В 1956 году творчество Достоевского было реабилитировано, а в эпоху оттепели 60-х он вообще стал первым по читаемости. В Европе Достоевского читали взахлёб, пытаясь отыскать в его романах загадку русской души.
Достоевский в кино.
Я знакома с произведениями почти всех русских классиков, кроме Достоевского. Да, не читала. Я интуитивно ощущала душевный разлад его героев и связанный с ним надрыв, поэтому сторонилась прочтения, оберегая свою нежную нервную систему от ненужных душевных переживаний и самокопания.
Кино – другое дело. В кино, как говаривал известный остроумец Оскар Уайльд, от Достоевского "остались одни эпитеты", а это не страшно. )))
Фёдор Михайлович экранизирован практически весь. Из наших экранизаций мне нравятся первая часть "Идиота" (реж. И.Пырьев), где князя Мышкина блистательно сыграл Юрий Яковлев, и сериал "Бесы" (реж. Владимир Хотиненко) с Максимом Матвеевым и Антоном Шагиным в главных ролях.
Из иностранных нравится японская экранизация "Идиота" (реж. Акира Куросава), где роли Настасьи Филипповны и Парфёна Рогожина исполняют мои любимцы Сэцуко Хара и Тосиро Мифунэ.
Достоевский и я.
Наблюдается парадокс. Я, знакомая с Достоевским только по экранизациям, считаю его величайшим писателем из всех писателей мировой литературы. Однажды я даже специально съездила в Петербург, чтобы побывать во всех местах, связанных с жизнью Фёдора Михайловича, Хоть Достоевский родился в Москве и провёл в ней своё отрочество, но в Петербурге прошла большая часть его жизни. И герои произведений Достоевского также жили и действовали в этом городе, да и сам Петербург в романах Достоевского был одним из главных персонажей.
Кстати, я жила недалеко от Музея Достоевского и церкви Владимирской иконы Божией матери, прихожанином которой был писатель.
Побывала я этих памятных местах, посмотрела, прониклась, но ... читать Достоевского всё равно не стала, хотя, может быть, желание прочитать когда-нибудь придёт. Так было у меня с творчеством Марины Цветаевой, к пониманию которого я шла полжизни. А теперь ... читаю Марину Ивановну, восхищаюсь каждой её строчкой и жалею, что не начала читать её стихи раньше. Будет ли так с Достоевским? Не знаю ... моя интуиция пока категорически против. )))
Самый старый памятник Достоевскому в Москве (скульптор С.Меркуров) стоит на улице Достоевского, д.4, к 1. Этот памятник упомянут в повести Юрия Трифонова "Студенты": "Ах, да! Ведь Достоевский родился и жил в этом больничном доме. Здесь где-то и музей его. Больница, приёмный покой, памятник больному русскому писателю… "
Есть памятник-бюст во дворе школы в р-не Люблино, но я там не была.
И, пожалуй, самый известный памятник Достоевскому стоит в центре Москвы у входа в Государственную Публичную библиотеку (бывшая Ленинская). Памятник очень странный, почти по советскому анекдоту: "Если будут устанавливать памятник Достоевскому, то нужно на нём написать – Достоевскому от благодарных бесов".
Не хочу сказать, что скульптору А. Рукавишникову позу писателя нашептали бесы, но она мне непонятна: Достоевский то ли привстал, то ли приседает, то ли сидит на самом краешке сиденья в неудобном положении, и создаётся впечатление, что у него что-то не в порядке с задней частью тела. Конечно, скульптору виднее что и как, но хотелось бы больше статичной величавости во всей фигуре, ведь Достоевский не был немощным даже с возрастом.
В заключение мнение Л.Н.Толстого о Достоевском:
"Я никогда не видел этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек… Стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал и теперь плачу."