Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Прочла Леонида Андреева. Имею мнение.

"Загляните в душу свою, и будет ли тогда день или ночь, вы найдете там кладбище. Маленькое, жадное, так много поглотившее"
/Леонид Андреев/


андрфото (144x200, 18Kb)Дочитала "Рассказы и повести" Леонида Андреева. Не знаю, как у других, но у меня осталось от его произведений общее впечатление безнадёги. Не буду говорить о пессимизме, его у меня нет, но зато много пессимизма у писателя.

За что я люблю Пушкина? Конечно, за его талант, но больше всего за его жизненный оптимизм. Замечательное признание "печаль моя светла" выражает суть Пушкина, потому что он и в печали светлый человек.

А Леонид Андреев законченный пессимист. Нынешние литературоведы уклончиво называют писателя загадочной фигурой в русской литературе начала ХХ века, а современники называли Андреева "сфинксом российской интеллигенции".
Первое утверждение - вряд ли, а со вторым я согласна, но об этом ниже.

Леонид Николаевич Андреев считается родоначальником отечественного экспрессионизма, как Эдвард Мунк в норвежской живописи. Цель экспрессионистов – выразить реальную действительность через своё эмоциональное состояние, а это состояние формируется у них как болезненная реакция на "уродства цивилизации". То есть экспрессионисты воспринимают действительность очень субъективно, так как реагируют только на то, что вызывает у них тоску, разочарование, тревогу, страх и, пользуясь своим талантом, сочно и эмоционально описывают эти переживания в своих произведениях.
[Spoiler (click to open)]
Поясню: если писатель-реалист описывает просто суровую, но объективную правду о действительности, как, например, Горький в пьесе "На дне", то писатель-экспрессионист пишет для того, чтобы воздействовать на публику эмоционально, выражая прежде всего себя, своё "я". А "я" - это страдание, боль, крик, смятение и прочие ужасы душевного непокоя.

Сюжеты своих произведений Андреев не выдумывал, он брал их вокруг себя, но, как Кай с осколком льда в глазу, концентрировался лишь на тёмных пятнах повседневной жизни, в которых искал "проявления одной загадочной и безумно-злой силы, желающей погубить человека". В его рассказах и повестях зачастую отсутствует логика, но экспрессионисту это и не нужно, главное для него, вылить на читателя поток своих эмоций. Вот, например, "Повесть о городе Гогулёве" ... её и пересказать трудно, потому что она о малоподвижной, провинциальной жизни гогулёвцев, в которой не происходит ничего особенного, и масса незначительных подробностей не отвечает на вопрос: "а зачем это написано?"

Загадочен ли Леонид Андреев?
Не думаю, что Леонид Андреев загадочен. Он всего лишь психически неуравновешенный человек, подверженный частым депрессиям и от этого имеющий несколько мизантропический взгляд на жизнь. Андреев понимал себя и желал вырваться из этого состояния разными способами: совершил несколько попыток самоубийства, погружался в запойное пьянство, нырял в бесчисленные любовные увлечения. И если очередная любовь успокаивала ему душу, то в этот период писателем писались "светлые" и более/менее умиротворённые произведения.

Действительно ли Леонида Андреева можно назвать "сфинксом российской интеллигенции"?
Думаю, да! Если вспомнить, что слово "сфинкс" в переводе с древне-греческого означает "душитель", то Андреев сфинкс чистой воды. Лично меня, как читателя, Андреев душит и угнетает. Он лишает меня возможности объективно воспринимать мир, потому что из его произведений, как из щелей, как сквозняком тянет мрачной мизантропией, а от некоторых произведений, например "Бездна" прямо с души воротит.

Писатель Андреев усыпляет ласковой интонацией, тонким юморком, простодушностью и витиеватостью изложения, образностью и красочностью персонажей, чтобы внезапно потрясти, ошеломить и ввергнуть в шок.
Он, как ловкий манипулятор, подаёт своё видение жизни как нечто обыденное, привычное и дозволенное, что и возмутиться-то нет причины, просто хочется сложить лапки и повиноваться слепой судьбе, вот в чём ужас!

Разумеется, душевно здоровый человек не будет дотошно копаться в "жизненном уродстве", заниматься самоедством и описывать тщетность жизни яркими красками. А больные это делают запросто. Для них главное высказаться, облегчить себя от переживаний, взвалить свой взгляд на жизнь на чужие плечи, авось, на мгновенье станет легче. Да вряд ли. Душевно здоровые люди интуитивно отвергают человеконенавистнические установки и не считают творчество подобных писателей нужным обществу.

В конце 19 века, в начале 20-го в обществе и в настроениях царила общая сумятица, поэтому экспрессионисты были на гребне волны. И творчество Леонида Андреева пришлось очень кстати, им зачитывались, маститые мастера слова хвалили и поддерживали (Чехов, Чуковский, Куприн, Вересаев, Репин, но большей частью Горький).

Блок же написал об Андрееве: "В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего "необыкновенного", "странного", "фантастического", "таинственного". Все простые житейские случаи".
А Лев Толстой сказал: "Надо же так выдумывать и нагло врать, не имея представления о таких вещах!".

От себя добавлю - и сдобренные большой порцией эмоциональной мистики.

В 1918 году между Финляндией и Россией прошла граница, которая отрезала финскую деревню Нейвола, где проживал Андреев, от России. А в следующем (1919) году он там же умер. Известность и нужность писателя Андреева быстро пошла на спад. Он оказался не нужен ни советской России, ни эмиграции, так как идеи и сюжеты Леонида Андреева произведений Андреева оказались несовместимыми с идеологией советского государства, и на долгие годы имя писателя было позабыто. Не сразу, конечно. Его по инерции ещё кое-где переиздавали и ставили в театрах его пьесы, но имя уже было не на слуху. Об Андрееве вспомнили лишь 1956 году, выпустив сборник рассказов. В 1971 году вышел двухтомник, а где-то 90-е шеститомник.

Отдельные рассказы (Рассказ о семи повешенных) и повести писателя даже включены в школьную программу по литературе.

У всех у нас вкусы и пристрастия разные, и, возможно, Леонид Андреев для кого-то является любимым писателем, всё может быть. Я читала Андреева "на заре туманной юности" (Анатэму, Иуду Искариота, Рассказ о семи повешенных, Бездну, Стену) и тогда ещё решила, что он "не мой" писатель. Сейчас прочла толстенький сборник рассказов и повестей и убедилась, что да, не мой. Так бывает, и это не есть плохо.

Зато мне нравится творчество сына Леонида Андреева, Даниила Леонидовича. Вот так!
Tags: мнение о книге, русские писатели
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С чего начинается красота?

    Этот салон красоты я уже видела и даже писала о нём здесь пять месяцев назад. Ещё тогда меня поразила непритязательная изысканность украшения входа…

  • Три минуты тишины ...

    На днях случился небывалый случай, который хочу записать в своём ЖЖ-дневнике, чтобы ненароком не забыть. Я побывала в тишине. Именно в той Тишине,…

  • Жан-Поль Бельмондо. Прощание.

    Родился 9 апреля 1933. Умер 6 сентября 2021. "Пусть Гамлета к помосту отнесут, Как воина, четыре капитана. Будь он в живых, он стал бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

Recent Posts from This Journal

  • С чего начинается красота?

    Этот салон красоты я уже видела и даже писала о нём здесь пять месяцев назад. Ещё тогда меня поразила непритязательная изысканность украшения входа…

  • Три минуты тишины ...

    На днях случился небывалый случай, который хочу записать в своём ЖЖ-дневнике, чтобы ненароком не забыть. Я побывала в тишине. Именно в той Тишине,…

  • Жан-Поль Бельмондо. Прощание.

    Родился 9 апреля 1933. Умер 6 сентября 2021. "Пусть Гамлета к помосту отнесут, Как воина, четыре капитана. Будь он в живых, он стал бы…