Об итальянском триллере "Девушка в лабиринте".
"Нечестно задавать загадку, если у неё нет отгадки".
/Дэвид Линч/.
Когда у Родена спросили: "Как вы создаёте свои скульптуры?", он ответил: "Я беру камень и отсекаю от него всё лишнее". Вот также надо поступить с фильмом Донато Карризи "Девушка в лабиринте" (2019), чтобы понять его.
Оригинальное название фильма "L'uomo del labirinto", что в переводе с итальянского означает "Человек в лабиринте", что само по себе является подсказкой к осмыслению. Но в российском прокате зачем-то назвали фильм по-другому, видимо с отсылом к названию первого фильма Карризи "Девушка в тумане". Кстати, тут возникает смешная мысль, как станет называться следующий фильм Карризи: "Девушка в непогоде? в океане? в пропасти? в лапах монстров? или ещё как-нибудь?"
Фильм длится больше 2-х часов. Смотрится с напряжением, которое то нарастает, то ослабевает. Напряжению способствует соответствующая и интригующая музыка. Фильм наполнен событиями, так тесно сплетёнными между собой, что сознание зрителя мечется в поисках понимания происходящего. В первой половине фильма смысл более или менее понятен, а потом начинаются непонятки.
Происходящее становится таким запутанным, что внимание от напряжения распыляется, и подсказки проходят мимо, а их много. Например, (надеюсь, что это не спойлер) при диалоге персонажей полезно послушать то, что говорится по телевизору или внимательно посмотреть, что стоит на столе ...
Я смотрю уже второй фильм Карризи, и, если в первом (Девушка в тумане) линия сюжета всё-таки проступала сквозь туманное запутывание, то во втором (Девушка в лабиринте) всё специально перемешено так, что зритель начинает подозревать всех и каждого. Это нагромождение отвлекающих моментов не даёт фильму никаких преимуществ, а только отягощает сюжет. Многие после просмотра фильма остаются без чувства удовлетворения, которым всегда заканчивается по-настоящему первоклассный фильм.
Итальянский актёр Тони Сервелло мне неизвестен, я впервые увидела его в "Девушке в тумане". У многих режиссёров есть любимые актёры, которых они приглашают в свои фильмы, и, похоже, Тони Сервелло для Карризи из их числа.
В "Девушке в лабиринте" Тони Сервелло играет частного сыщика Бруно Дженко, которому не даёт покоя исчезновение школьницы Саманты. Родители Саманты в своё время просили его помочь в розыске дочки, но он отказался, потому что он, хоть и сыщик, но другого направления: поиск ценных бумаг, документов, исчезнувших денег. А теперь, когда Бруно при смерти от сердечной болезни, он решает узнать тайну исчезновения девочки.
Это одна из сюжетных линий фильма.
Другая линия – Саманту находят через 15 лет после её исчезновения, и криминальный психолог доктор Грин, очищая её кровь (через капельницу) от психотропных средств, полученных девушкой в маньячном подземелье-лабиринте, помогает пробудиться её памяти.
Между этими основными нитями сюжета показано много других ниточек-расследований, вдоль которых потихоньку пробирается к истине детектив Дженко. И каждая такая ниточка — это обрывок темы, могущая стать отдельным фильмом, где прослеживались бы судьбы «детей из тьмы".
В фильме нет крови, перестрелок, убийств, изуверств и половых извращений, да и преступник не выдвигает никаких требований, поэтому непонятны мотивы похищения, что отнюдь не помогает зрителю в поиске смысла.
Карризи, как режиссёр, поступает психологически неверно, он не даёт зрителю возможность участвовать в расследовании наравне с сюжетными сыщиками, а это уменьшает интерес к фильму. А интерес повышается от того, что зритель зачастую к середине фильма уже догадывается о том, кто преступник, и с удовольствием наблюдает, как главный герой — полицейский-детектив-сыщик всё ещё блуждает в потёмках. Лично у меня такое часто бывает, от этого и скучный фильм можно досмотреть до конца.
В "Девушке а лабиринте" зрительского соучастия нет, потому что создатели фильма ради пущей увлекательности напустили такого туману из ненужных подробностей, что внимание зрителя прыгает от одного подозреваемого к другому и утомляется от бесплодных догадок.
Я читала в отзывах, что многие не понимают как само содержание фильма, так и его концовку, в то время как всё ясно. Секрет к пониманию в том, что фильм надо смотреть очень (очень!) внимательно, не отвлекаясь ни на миг и ничего не пропуская. И всё увиденное просеивать через умственное сито, отбрасывая яркое, зрелищное, но ненужное. Тогда в сите останется то, что необходимо для понимания, то есть смысловая канва.
Подсказок-отгадок в фильме много, надо просто смотреть во все глаза и навострить уши.
Знаменитый Джастин Хофман хорошо вписался в роль доброго и гуманного доктора айболита Грина, и считаю, что фильму повезло, что на роль психолога пригласили именно этого актёра. Напряжённому сюжету как раз не доставало слащаво-приторного лица доктора Грина-Хофмана.
Тони Сервелло в роли сыщика Дженко мне тоже понравился. Я видела его всего лишь в двух фильмах, в одном (Девушка в тумане) он чёрствый и даже бездушный полицейский инспектор, в другом (Девушка в лабиринте) он добродушный и человечный сыщик. Уже по этим двум ролям могу судить о многогранности таланта этого итальянского актёра.
Роль Саманты исполнила итальянская актриса Валентина Белле. Я совсем не знаю эту актрису, но в "Девушке в лабиринте" она мне понравилась. Очень выразительное лицо, живые глаза, вживаемость в образ – роль получилась впечатляющая. Я искренне сочувствовала Саманте и со вздохом облегчения восприняла её освобождение.
Хотелось бы рассказать подробнее обо всех непонятках в этом фильме, но законы спойлеризма не разрешают. К тому же пропадёт интерес к просмотру у тех, кто ещё не смотрел, а ведь это не развлекательное кино, а триллер-головоломка. В первую очередь советую посмотреть тем, кто любит ребусы, загадки и прочие логические задачи. Если первый фильм Карризи - туман в тумане, то второй сам по себе лабиринт!
Понимаю, у Донато Карризи есть свой кинематографический стиль, начатый в первом фильме и продолженный во втором, но при всех несомненных достоинствах фильм "Девушка в лабиринте" мне не понравился - "не моё"!
А моё "не моё" складывается из следующих позиций: я не одобряю неоправданное нагромождение отвлекающих моментов, неестественность и искусственность в сюжете, желание создателей фильмов запугать зрителя. К тому же мне не нравится быть обескураженной и в конце фильма пожимать плечами, но особенно не люблю манипулирование над сознанием человека. Это аморально, хотя и интересно (на любителя!)
Мне нравится сюрреальность девочки Алисы у Кэрролла, но там главная составляющая абсурда - волшебство и мудрость сказки, у Карризи же - манипулирование с четвёртым измерением, в котором люди подопытные кролики. Недаром главный подозреваемый носит маску красноглазого Кролика!
Но Донато Карризи ещё «молодой» режиссёр, и ему (пока!) простительны недостатки, но, не сомневаюсь, что с каждым новым фильмом его режиссура станет кинематографически грамотной — Бог ему в помощь!
Рекомендую «Девушку в лабиринте» к просмотру. Фильм отвечает всем зрительским вкусам — здесь и саспенс, и интриги, и головоломки и — два с лишним часа поиска ответов на вопрос «кто же главный злодей?»