mi_ta_pe

Categories:

Русско-английский Онегин.

"А счастье было так возможно ..."

Я не раз писала в своём ЖЖ на тему "Евгения Онегина" и повторяла, что мой самый любимый фильм – это фильм-опера Романа Тихомирова "Евгений Онегин" 1958 года. В этом фильме соединились три мои любови:  Пушкин, Чайковский и опера.

Героев фильма-оперы Татьяну (Ариадна Шенгелая, поёт Галина Вишневская) и  Евгения Онегина (Вадим Медведев, поёт Евгений Кибкало) я считаю самыми лучшими  выразителями  пушкинского романа.   Поэтому вышедший в 1999 году британско-американский фильм  "Онегин" я смотреть не стала, заранее посчитав, что всё равно лучше нашего фильма ничего не будет. 

К тому же я читала отклики зрителей о фильме "Онегин", большинство которых отзывались о фильме отрицательно, мол, иностранцы  никогда не поймут  загадочную русскую душу и всё переврут на свой лад. Встречались и положительные отклики.

Оказавшись, как обычно, меж двух огней зрительских суждений,  я всё же решилась (после нескольких лет  выжидания)  посмотреть этот фильм.

Начала смотреть с некоторым опасением и предубеждением, но, как ни странно, фильм понравился.  Даже очень понравился. 

Великолепные Рэйф Файнс и Лив Тайлер  создали  потрясающие образы пушкинских героев, не похожих на привычных наших, но очень человечных.  

Последнее свидание.
Последнее свидание.

Сюжет фильма чёткий, без поэтических растеканий и без лишних подробностей. Удивило (и рассмешило), как режиссёр Марта Файнс показывает русский  образ жизни, например, дом Онегина,  похожий на античный Парфенон с колоннами,  кучи бурелома  вокруг дома  Лариных,  затрапезные платья на Ольге и Татьяне,  русские вальсы и песни, не соответствующие первой четверти 19 века,  перепутанные погодные сезоны  ...   но это мелочи. 

Главная фишка фильма в том, что все герои изъясняются прозой. Стихотворно звучат лишь  письма Татьяны и  Онегина.  

Многие критики ополчились против фильма именно из-за прозы,  мол, как они посмели создать фильм по роману Пушкина без его знаменитых строф, это вопиющее отступление от пушкинской классики!

А мне понравилось, что фильм в прозе.  

Читая "Евгения Онегина", я, бывало, пробовала представить отношения главных героев без поэтической вязи пушкинских строк  (хоть  они бесконечно прекрасны!).  Всегда хотелось услышать, как Татьяна и Евгений  изъясняются, как обычные люди, и вот ... фильм "Онегин" исполнил мои желания. Оказалось, что в прозе  драма Татьяны и Евгения, "очищенная" от поэтической оболочки,  смотрится гораздо сильнее и глубже. 

Не обошлось без англо-американских подколов, Трике, например, говорит, что "у России цивилизованное общество лишь на фасаде, а в душе она неотёсанна и лишена изящества". 

Сценарий прописан лаконично – нет ни варки варенья, ни ссоры на именинах, ни куплетов  Трике, ни брошенной перчатки, ни раздумий Ленского перед дуэлью ... танец с Ольгой, вызов, место дуэли, выстрел, Ленский падает, а Онегин страдает над его телом.  Очень выразительна работа оператора, туманный пейзаж подчёркивает опустошение в душе Евгения. 

После убийства друга.
После убийства друга.

Нет и малинового берета на балу ("в малиновом берете с послом испанским говорит"), есть красное платье и модно поднятые волосы. Муж Татьяны, стройный  генерал со звёздами на мундире, чуть постарше Онегина, и это тоже  мне понравилось, ведь если у Татьяны нет душевной любви к мужу, то, возможно, есть физическое влечение, о чём, собственно,  говорит эпизод в спальне. 

Фильм немногословен.  Сцена, где  Татьяна рассказывает матери и Ольге, что Ленский убит, вообще без звука,  только показаны  их  плачущие, искажённые горем  лица. 

Онегин-Файнс невыразимо прекрасен. 

Татьяна-Тайлер невыразимо красива.  

Ещё раз повторю: фильм мне понравился, сдержанный, чёткий  и очень грустный. Не понравилась лишь концовка.  

У Пушкина роман заканчивается тем, что Татьяна находит в себе силы уйти ("я  буду век ему верна"), а Онегин остаётся  с разбитыми чувствами. В фильме же после этой выразительной сцены есть продолжение: Онегин на балконе своего дома на Мойке (с видом на дом с квартирой Пушкина)  заливает горе водкой, а потом идёт по снежной улице – гуда глаза глядят? или к дому Татьяны?

Думаю, эта сцена не нужна - сократить роман Пушкина можно, добавить лишнее  - нельзя.

В заключение скажу, что теперь у меня  два любимых фильма об Онегине - это фильм-опера "Евгений Онегин" и фильм-в-прозе "Онегин". Только первый фильм я, как смотрела, так и буду смотреть по несколько раз в год, а второй ... не знаю пока, он оставил  очень грустное впечатление: жаль Ленского, жаль Татьяну, жаль Онегина.

Татьяна и Евгений стали бы прекрасной парой, если бы Татьяна не поспешила, а Онегин бы не опоздал.

А счастье было так возможно!
А счастье было так возможно!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded