mi_ta_pe Golden Entry

Category:

Искуситель и Дева глазами неискушённого зрителя

Век живи, век учись ... 

Будучи в  ГМИИ,  я зашла в зал средневековой скульптуры, а там моё внимание привлекли две жизнерадостные статуи мужчины и женщины. Их лица были так выразительны, что я остановилась  перед ними и начала  внимательно разглядывать. Эта парочка явно была связана между собой немой сценой. За разъяснением я обратилась к табличкам на стене.  Но  они не давали подробного описания,  а была лишь  краткая информация с указанием автора  и с названием  «Искуситель и дева». То есть слева стоял искуситель, справа дева. 

Неизвестный мастер.  13 век.  ИСКУСИТЕЛЬ и ДЕВА. Слепок. Гипс, тонированный под камень. Подлинник: 1240-е, камень. Хранится в музее монастыря Клигенталь, Базель, Швейцария.
Неизвестный мастер. 13 век. ИСКУСИТЕЛЬ и ДЕВА. Слепок. Гипс, тонированный под камень. Подлинник: 1240-е, камень. Хранится в музее монастыря Клигенталь, Базель, Швейцария.

С позиции  этих лаконичных вводных я стала разглядывать скульптурные фигуры дальше. 

Название не отослало меня к библейскому сюжету, ведь искусителей и в обычной жизни хватает, поэтому я сразу определила для себя, что это сцена из городской жизни. Тем более, что лица у этой парочки были очень выразительны в передаче интимных  чувств, которые я никогда не видела в живописных изображениях на библейские сюжеты. На картинах  "искушение" всегда показано скучно и однообразно, то есть самого искушения нет, а есть "до" и "после" -   змей-искуситель традиционно обвивает яблоню, а Ева с постным лицом держит в руке яблоко, раздумывая откусить от него или бросить  ... 

Здесь же обе фигуры изображали сам процесс искушения. Скульптурный мужчина, - с красивой причёской, в богатой одежде, в занятной шапке-короне, - выглядел опытным искусителем. Он уже отдал девушке яблоко (пустая рука), и  она яблочка уже вкусила. И даже не вкусила, а съела полностью, на это намекает протянутая пустая рука искусителя. Яблочко открыло невинной девушке глаза  на то, чего она  до сей поры  не знала -  сладкие  радости от земных наслаждений. Судя по выражению блаженства на лице девушки, кудрявый парень в этом преуспел - она не только закатила глазки то ли уже от полученного наслаждения, то ли от предвкушения наслаждения,  но уже начала раздеваться (или одеваться?), обнажив плечи и правую грудь. 

Самое интересное то, что я  воспринимала эту парочку  как обычных горожан, встретившихся на свидании в уединённом месте. Вероятно, этому способствовало  выражение  чисто земных эмоций на их каменных лицах. «Ну, парень, ты даёшь!» - думала я, глядя на довольное лицо донжуана, а глядя на девушку, жалела её: «Эх, ты, наивная, правду говорят, что девушки любят ушами, вот и ты наслушалась сладких речей и себя уже не помнишь!» 

Фрагмент скульптур.
Фрагмент скульптур.

А коварный обольститель, растревожив девушку любовным воображением, продолжал её растление, искушая «золотым тельцом». На это указывает положение его пальцев на правой руке. Так делают, когда хотят сказать о деньках – трут три пальца друг о друга. То есть, будешь, ты, девица, ещё и богатой!

Можно найти другое объяснение положению пальцев искусителя. Они сложены так, как учил католический папа Иннокентий ІІІ : «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: “Кто держит тягу земную тремя перстами?” [Ис. XL, 12]24)

Это означает, что, осеняя искушённую девушку троеперстием,  мужчина-искуситель совершает богохульство, показывая, что  Бог оправдывает его поступок.  Значит,  этот парень-искуситель поступает не только аморально, но и не по-христиански!  

Я  дивилась искусству скульптора, сумевшего выразительно передать в скульптурах процесс обольщения - как искусно вытесаны из камня  (из камня!) эти горожане из 13-го века! 

«Да-аа, - думала я: "Люди семь столетий назад испытывали такие же чувства, как и мы, их потомки, в 21-м веке!»  

Тут ко мне подошла смотрительница зала и сказала: - "Я видела, как Вы долго стояли у этих статуй, они вам понравились?». 

- "О, да, очень, потрясающе смотрится эта  эротическая парочка!!"

Смотрительница улыбнулась и сказала: "А вы не посмотрели на спину мужской фигуры? Нет? Посмотрите?» 

А что там такое?  Я тут же отправилась обратно и заметила, что статуя  искусителя специально отодвинута от стены, чтобы можно было посмотреть на неё с тыла. Я посмотрела ... а там .... ба-ааа! да у него спина змеиная!  Значит,  это не просто сладкоречивый городской ловелас, а сам Змей-искуситель, а девушка, выходит,  не просто девушка-горожанка, а сама Дева, то есть Ева! И искушение происходит не где-то в кустах городского парка,  как я решила, а в райских кущах на небесах! 

Спина Искусителя.
Спина Искусителя.

Сделалось неловко от своей недогадливости ... вот,  растеклась мыслями, навообразила себе невесть что  ...  даже смешно стало!  Вот до чего доводит скудность информации! К надписи на табличке надо было  добавить всего лишь одно слово – Змей, чтобы было ясно, что это  Змей-искуситель искушает райскую девушку. Тогда мои мысли потекли бы в правильном направлении. 

Но ради справедливости добавлю, что я сама виновата – не взяла во внимание приписку, что подлинники этих скульптур находятся в базельском монастыре, а в монастырях , как известно,  скульптуры лишь на библейские темы. То есть никаких  сцен с эротическими намёками между библейскими персонажами , дабы не смущать воображение монахов и монашек непристойностями из земной жизни!

Что ж, делаю вывод из случившегося. 

1. Идя в музей, надо заранее получить хоть какие знания.

2. Рассматривая экспонаты, не давать волю воображению, а оценивать лишь мастерство автора. 

3. Если нет знаний, то пользоваться аудиогидом и слушать описания экспонатов специалистами. 

Тогда не будет возможности  попасть впросак, как это случилось со мной. 



скульптуре 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded