В зависимости от своих политических воззрений публицисты, историки и писатели считают Брута либо предателем, либо тираноборцем. К последним относился Микеланджело Буонаротти.
После падения республики во Флоренции и бегства из родного города, Микеланджело стал работать над бюстом Брута, которого считал героем-республиканцем, выступающим против диктатуры за свободу демократии. Он любил повторять: "тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека".
Микеланджело изобразил Брута в образе античного героя. Внешность Брута была выдумана скульптором, но он придал чертам его лица античные пропорции, чтобы наиболее полно выразить благородные устремления этого человека.
Начатый в 1537 году, к 1540 году скульптурный портрет Брута был готов. Микеланджело вложил в этот образ то, чем обладала его свободолюбивая душа. Бюст Брута - широкие плечи, гордая шея, голова с мужественным профилем – это портрет борца-патриота. Античные черты лица подчёркивают решительность и силу духа Брута, а резкий поворот головы в сторону - одиночество, присущее великой личности. На лице отражены следы усталости от раздумий, но в них нет сомнений в совершённом поступке, а есть спокойная уверенность, что убийство совершено ради высокой цели.

Микеланджело Буонаротти. Брут.
Слепок. Гипс, тонированный под мрамор.
[Ещё одно фото]

Бюст находится в Зале 29. "Скульптура Микеланджело", ГМИИ им Пушкина.
Подлинник из мрамора хранится в Национальном музее Барджелло, Флоренция.