Categories:

Гладиаторские доспехи.

При слове "гладиатор" мне вспоминаются  три вещи: книга Джованьоли о  Спартаке, фильм  о Спартаке (1960) с Кирком Дугласом и  фильм  "Гладиатор" (2000) с Расселом Кроу.  Гладиаторы в моём понимании, это,  прежде всего, рабы, которые сражались  на специальных аренах на забаву  публике за право быть свободным в случае победы.
После фильма  "Гладиатор" я копнула эту тему достаточно глубоко для любознательного  любителя,  так что, увидев  в музее два гладиаторских доспеха, я смогла  определить, кому из гладиаторской братии они могли принадлежать.  

В  римской и греческой древности существовало   около 25-ти разновидностей   специализаций  гладиаторов.  Самые распространённые из них -   гопломахи,   секуторы, мурмиллоны, провокаторы и фракийцы. Все отличались друг от друга лишь защитным снаряжением и вооружением.  

Шлем и поножь гладиатора. Бронза, литьё.Сделано с подлинников I века н.э., хранящихся в Национальном  археологическом музее в Неаполе.
Шлем и поножь гладиатора. Бронза, литьё.Сделано с подлинников I века н.э., хранящихся в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Лежащие  передо мной   доспехи (шлем и поножь)  вполне могли принадлежать как  гопломахам, так и мурмиллонам.   Эти гладиаторы надевали в бой вот такие  железные шапки с полями и гребнем, а у прочих гладиаторов шлемы были  другой формы.  Припоминаю, что Рассел Кроу вообще сражался без шлема!

Шлемы  были разные, а вот поможи (для ног) и наручи (для рук) были для всех  гладиаторов одинаковые.  От  вида боя зависело сколько  надевать   поножей  - одну или на обе ноги.
 

Гладиаторские щиты, копья и  мечи при раскопках гладиаторской школы в Помпее были найдены в  достаточном количестве, а вот поножей  было найдено всего 10 штук, а  наручей вообще ни одной.
Так как наручи изготовлялись из мелких  бронзовых пластин, то существует мнение, что они в виде отдельных  (распавшихся) элементов при раскопках находились,  но как принадлежность  к наручам не были опознаны.

Поножь  была высотой от 48 до 58  см, в зависимости от роста бойца. Под неё надевалась  матерчатая  стёганая обвязка, к  ноге поножь  прикреплялась ремнём, пропущенным  через  три пары колец  (на фото видно четыре пары), всё крепко держалось на ноге и не ёрзало. К  колену поножь  расширялась в виде раструба, слегка выгнутого наружу.  Поножи делались из бронзы и украшались  чеканным рельефом из символов и  орнаментов.  

Гладиаторские шлемы  известны по  сохранившимся  изображениям и археологическим находкам. Шлемы подразделялись  на два  типа — с полями и без полей.  Шлем на фото  принадлежал  либо гопломаху,  либо  мурмиллону.  Их   шлемы имели  широкие, плоские, горизонтальные   поля,  на куполе помещался массивный гребень,  в который вставлялся   султан из перьев или конской гривы. К нижней части шлема с боков   подвешивались  большие нащёчники,  закрывающие  скулы и лицо воина, они  были либо из цельного листа с прорезями для глаз, либо из пластин в виде  решётки.  
На фото видно, что среди экспонатов нащёчники не представлены.

Все  гладиаторские шлемы изготовлялись из бронзы толщиной 1–1,5 мм.  Поверхность шлемов богато  украшалась чеканными изображениями и  гравировкой.  Шлем весил  от  3,8 до 5 кг, это тяжёлый доспех, но так  как  гладиаторский бой длился короткое время (10-15 минут), то  шея  воина его выдерживала.

Поножь и шлем.
Поножь и шлем.

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded