Гладиаторские доспехи.
При слове "гладиатор" мне вспоминаются три вещи: книга Джованьоли о Спартаке, фильм о Спартаке (1960) с Кирком Дугласом и фильм "Гладиатор" (2000) с Расселом Кроу. Гладиаторы в моём понимании, это, прежде всего, рабы, которые сражались на специальных аренах на забаву публике за право быть свободным в случае победы.
После фильма "Гладиатор" я копнула эту тему достаточно глубоко для любознательного любителя, так что, увидев в музее два гладиаторских доспеха, я смогла определить, кому из гладиаторской братии они могли принадлежать.
В римской и греческой древности существовало около 25-ти разновидностей специализаций гладиаторов. Самые распространённые из них - гопломахи, секуторы, мурмиллоны, провокаторы и фракийцы. Все отличались друг от друга лишь защитным снаряжением и вооружением.
Лежащие передо мной доспехи (шлем и поножь) вполне могли принадлежать как гопломахам, так и мурмиллонам. Эти гладиаторы надевали в бой вот такие железные шапки с полями и гребнем, а у прочих гладиаторов шлемы были другой формы. Припоминаю, что Рассел Кроу вообще сражался без шлема!
Шлемы были разные, а вот поможи (для ног) и наручи (для рук) были для всех гладиаторов одинаковые. От вида боя зависело сколько надевать поножей - одну или на обе ноги.
Гладиаторские щиты, копья и мечи при раскопках гладиаторской школы в Помпее были найдены в достаточном количестве, а вот поножей было найдено всего 10 штук, а наручей вообще ни одной.
Так как наручи изготовлялись из мелких бронзовых пластин, то существует мнение, что они в виде отдельных (распавшихся) элементов при раскопках находились, но как принадлежность к наручам не были опознаны.
Поножь была высотой от 48 до 58 см, в зависимости от роста бойца. Под неё надевалась матерчатая стёганая обвязка, к ноге поножь прикреплялась ремнём, пропущенным через три пары колец (на фото видно четыре пары), всё крепко держалось на ноге и не ёрзало. К колену поножь расширялась в виде раструба, слегка выгнутого наружу. Поножи делались из бронзы и украшались чеканным рельефом из символов и орнаментов.
Гладиаторские шлемы известны по сохранившимся изображениям и археологическим находкам. Шлемы подразделялись на два типа — с полями и без полей. Шлем на фото принадлежал либо гопломаху, либо мурмиллону. Их шлемы имели широкие, плоские, горизонтальные поля, на куполе помещался массивный гребень, в который вставлялся султан из перьев или конской гривы. К нижней части шлема с боков подвешивались большие нащёчники, закрывающие скулы и лицо воина, они были либо из цельного листа с прорезями для глаз, либо из пластин в виде решётки.
На фото видно, что среди экспонатов нащёчники не представлены.
Все гладиаторские шлемы изготовлялись из бронзы толщиной 1–1,5 мм. Поверхность шлемов богато украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Шлем весил от 3,8 до 5 кг, это тяжёлый доспех, но так как гладиаторский бой длился короткое время (10-15 минут), то шея воина его выдерживала.