mi_ta_pe

Category:

Торс Бельведерского атлета.

Эта скульптура  находится сразу при входе в античный зал московского Музея изобразительных искусств.  Мощный торс силача донельзя разбит, но впечатление оставляет сильное. Неизвестно, кто именно изображён,  но историки предполагают, что это мог быть Геракл, Прометей, Арес, Марсий, гладиатор  или  кто другой из римских атлетов.   

Немецкий искусствовед Иоганн Винкельман (1717-1768) считал, что этот торс принадлежал Гераклу:  "До крайней степени испорченная, разбитая, без головы, без рук и без ног, эта статуя в глазах всякого, посвященного в тайны искусства, еще и теперь сохраняет блеск своей прежней красоты...".

Скульптуру  нашли в Риме в конце III - начала II веков  до н. э. Сохранилась надпись с именем автора – это  афинский скульптор Аполлоний.  

Первое упоминание о Бельведерском торсе относится к  1433 году, но неизвестно, имелась ли в виду  уникальная скульптура Аполлония  или же римская копия с неё.  Долгое время статуя  была собственностью могущественного итальянского рода Колонна, представители которого были кардиналами, епископами, королями и героями и  оказывали очень сильное влияние на избрание пап.  Один из рода Колонна —  Оддоне  (1368-1431)  — даже стал римским папой  Мартином  V.

 В начале XVI века скульптура перешла во владение Папского государства (с 1929 года Ватикан) и была выставлена  в Бельведерском дворце (отсюда  её название). 

В феврале 1798 года французские войска под командованием маршала Бертье заняли Рим. Французы стали вывозить из Рима и, соответственно, из Ватикана (он тогда назывался Папским государством)  произведения искусства, в числе которых был античный торс. После падения Наполеона в 1815 году скульптура была возвращена  в Италию. В настоящее время  "Бельведерский торс" находится в Ватикане в музее Пио-Клементино. 

Бельведерский торс.
Бельведерский торс.

По сути скульптура представляет собой  кусок  мрамора, но оставшийся в целости торс с прекрасно проработанным рельефом мускулатуры,  произвёл сильное впечатление на   Микеланджело,  увидевшего его  по прибытии в Рим.  

Микеланджело  восторгался торсом,  изучал его и тщательно  зарисовывал,  это помогло молодому художнику  в  поисках основ для дальнейшего развития своего мастерства.   Чтобы  создавать скульптуры, ваятелю  нужна была натура. Уже в барельефах он увидел, что ему не хватает  настоящего знакомства с человеческим телом. Антики учили его способам  познания натуры, но дать непосредственное и детальное знание костей,  мышц и связок они не были в состоянии. 

В Бельведерском торсе Микеланджело  увидел, как в камне можно показать  рельеф человеческого тела, и  это приводило его в восторг. Создавая фрески и живописные сцены в Сикстинской капелле, а позже многочисленные скульптуры,   он  держал в памяти  этот образ.   Было время, когда  Микеланджело даже хотел воссоздать утраченные  элементы скульптуры, но позже отказался от этой идеи. 

А вот  французский писатель Стендаль отзывался о скульптуре Аполлония отрицательно, вернее, о её сохранившейся части. Он считал её памятником уродству. И говорил, что если  скульптура и вызывает повышенный интерес  у зрителей,  то только из-за имени великого Микеланджело.

Вопрос спорный.  Уродства я не заметила, а отсутствие головы и конечностей  уродством не считается. У Венеры Милосской тоже нет рук, а у античной головы Александра Македонского нет носа, но это не мешает ими  любоваться.  И я могу повторить слова Викельмана о том, что скульптура «и теперь сохраняет блеск своей прежней красоты».

К тому же  при взгляде на Бельведерский трос разыгрывается воображение, дорисовывающее  недостающие части тела ...  И ведь как красиво  дорисовывает! ))) 

Напоминаю, что мраморный подлинник  высотой 159 см находится в музее Ватикана.  В некоторых местах подлинник имеет пробитые временем, падением или варварами округлые дыры в левом плече, верхней части груди и в обоих бёдрах. Смотрится не очень эстетично, возможно, из-за этого  торс  показался Стендалю уродливым. 

В Музее изобразительных искусств гипсовый слепок Бельведерского торса такого же размера, но дыры даны намёками.  Скульптура выставлена   в зале 24 "Греческое искусство поздней классики и эллинизма". 

Что меня удивило, так это строчка в табличке со сведениями об экспонате,  там было написано: "дар П.М.Третьякова в 1894". Сильно захотелось узнать, как копия Бельведерского торса попала к Павлу Михайловичу Третьякову (основателю картинной галереи),  а от него в музей к Цветаеву,  но информацию пока  не нашла.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded