Первую картину "Пиковой дамы" Чайковский написал за 10 дней, с 19 по 28 января, с 29 января по 4 февраля была готова вторая картина, с 5 по 11 февраля четвертая, с 11 по 19 февраля третья и так далее – всего семь картин и три действия.
К 6 апреля был готов клавираусцуг (переложение оркестрового произведения для рояля), а 8 июня была завершена вся партитура. А уже 7 декабря этого же года опера прозвучала на сцене Мариинского театра.
Либретто к опере, написанное Модестом Чайковским, было готово уже три года назад. В процессе работы Чайковский сам редактировал либретто и самостоятельно написал слова к арии Елецкого во втором акте и к арии Лизы в третьем, а также и включил в седьмую картину застольную арию Германа и отредактировал его предсмертное ариозо.
Либретто оперы сильно отличается от повести Пушкина.
Повесть написана прозой, а либретто поэтическое, в нём использованы стихи разных поэтов, как самих авторов - либреттиста Модеста Ильича и композитора Петра Ильича, так и стихи Державина, Жуковского и Батюшкова.
В опере изменился родственный статус Лизы: у Пушкина она бедная воспитанница, у Чайковского - богатая внучка. В опере появился новый персонаж - князь Елецкий, которого у Пушкина нет, а граф Томский у Пушкина внук графини, а в опере он посторонний человек.
Финал оперы и повести также различный. В повести он более/менее оптимистичный, хоть Герман помещён в сумасшедший дом, но остаётся живым, а Лиза всё-таки выходит замуж.
В опере финал трагичный, Герман и Лиза погибают: она бросается в канал, оставляя на столбике белый шарф, а он на этом же месте (у шарфика) умирает, предварительно пронзив себя кинжалом.
И гениальная музыка Чайковского участвует равноправным членом в трагизме этой сцены и усиливает его до мурашек.
В 1960 году изумительный режиссёр Роман Тихомиров поставил по опере Чайковского фильм-оперу "Пиковая дама". Двумя годами раньше он создал фильм-оперу "Евгений Онегин", так что опыт уже имел. Фильм замечательный, актёры подобраны идеально, князя Елецкого поёт Евгений Кибкало, который спел Онегина в фильме Тихомирова "Евгений Онегин".
Лизу исполнила актриса Ольга Красина, очень красивая девушка с обликом из 19 века. В некоторых ракурсах она была настолько прекрасна, что я даже представила, что точно такой может выглядеть красавица-жена Пушкина Наталья Николаевна.
В фильме-опере очень выпукло обрисована любовь Лизы к Герману. Бедная девушка, как и Татьяна Ларина, зачитывающаяся французскими романами, мечтала о возвышенной любви, и, конечно, встретив упорного Германа, не сводящего с неё горящих глаз, легко в него влюбилась.
Думаю, если бы не любовь к Герману, то она, возможно, влюбилась бы в красивого, видного и, судя по всему, богатого князя Елецкого и согласилась бы выйти за него замуж. Но оперная и киношная Лиза девушка нравственная, верная своему идеалу, однолюбка, и по сцене в фильме (ниже в ролике) заметно, как она еле сдерживается, слушая грустную песню-арию Елецкого и как вспыхивает радостью, заметив в зеркале Германа. Эх, любовь, любовь!