Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

О фильме "Союз спасения! Ура примете о зайце!

"Союз спасения" (2019) - художественный фильм реж. Андрея Кравчука.
Сразу же после кинотеатра я написала отзыв о просмотренном кино на целых двух страницах. Показалось много, сократила до одной. Потом и вовсе забросила. О чём писать-то? В памяти осталось лишь мельтешение лиц, тёмные кадры малороссийской линии сюжета, расстрел восставших на Сенатской площади и – лицо Николая I. И недоумение, типа, а что, собственно, мне показали?!

Но сейчас я решила всё-таки написать отзыв, пока впечатление о фильме совсем не исчезло. Написала и - (смеюсь), потому что получилось вдвое больше, чем в первый раз. ))) Ну да ладно, для себя ведь пишу!
[Далее многословие]
Восстание декабристов – до сих пор белое пятно в российской истории. Есть много объяснений причин восстания, самого восстания и причин поражения, но авторы фильма остановились на версии, известной всем из учебников истории, а именно о разгроме восставших полков на Сенатской площади. Показали красочно и, я бы сказала, с удовольствием.

Причины создания южного и северного обществ в фильме не раскрыты, о них сообщалось мимоходом, видимо, надеясь на знание зрителей. Создалось впечатление, что офицеры, ветераны Войны 1812-14 годов, придумали общества "со смеху" во время одной из дружеских пирушек.

Муравьёв-Апостол с детства мечтал стать лидирующей личностью, Бестужев-Рюмин по-дружески ему вторил, Рылеев, как поэт, восторженно отнёсся к идее переустройства России и вдохновлял сотоварищей возбуждающими стихами о свободе и революции. Пестель подошёл к теме более серьёзно и у себя на юге стал разрабатывать серьёзные планы будущего России.

Тем, кто только собирается посмотреть фильм, советую освежить в памяти школьные знания о декабристах, потому что различать "кто есть кто" начинаешь не сразу. Однообразные шинели, мундиры, эполеты, кивера и треуголки делали всех офицеров похожими друг на друга, а резкие перескоки кадров (то Петербург, то Малороссия, то Сенатская площадь, то Черниговский полк и т.д.) нарушали стройность сюжета и мешали понять происходящее.

Историей декабристского движения я в своё время активно интересовалась и более/менее понимала происходившее на экране, но я попробовала взглянуть на фильм глазами зрителя, который мало что знал (или ничего не знал) о декабристах.
В пересказе несведущего зрителя это выглядит так.

В Таганроге скоропостижно умирает Александр I, предварительно указавший в завещании своим наследником брата Николая вместо следующего после себя (по старшинству) Константина, находящегося в Варшаве. Военный губернатор Петербурга генерал Милорадович назидательно сообщает Николаю о праве Константина принять освободившуюся корону и не хочет признавать в Николае императора. Оказывается, в России наследовать престол по завещанию нельзя, а можно только по праву (и по очереди) первородства. То есть императором должен стать следующий брат Константин. Но Константин отрекся от власти, не подписав соответствующий документ. Не зная об отречениии и о завещании, общество (двор, армия, население) раскалывается на два лагеря: половина присягает Константину, половина Николаю.
Воспользовавшись безвластием, офицеры-декабристы выводят на Сенатскую площадь подчинённые им полки.
Вот такая фабула сюжета.

Мне сразу стало непонятно, почему Милорадович, как член Государственного совета, не знал о том, что накануне восстания (то есть вчера 13 декабря) Сенат уже присягнул Николаю, признав его императором по закону. Также было непонятно, почему сказав в Зимнем дворце, что законный император Константин, Милорадович на площади стал выступать уже как сторонник Николая.

Многое в фильме умалчивалось, типа, показывали вершки без корешков, да и сюжет прыгал, создавая впечатление сумбура. У меня сложилось впечатление, что фильм – это набор разрозненных кусков, плохо состыкованных между собой.

Поначалу внимание зрителя направляется к Сергею Муравьёву-Апостолу, сначала как к ребёнку-выскочке (перед Наполеоном), затем как к организатору и вдохновителю северного общества. Для пущей убедительности положительности образа Муравьёва-Апостола, его даже усилили любовной линией, но в процессе фильма этот главный герой растерял свою главенствующую роль. К тому же возглавляемый им поход Черниговского полка показал Муравьёва-Апостола НЕ только руководителем движения декабристов, но и бездарным командиром полка, несмотря на свой чин подполковника.

Из исторических документов известно, что было три восстания декабристов:
случайное (на Сенатской площади), руководитель Сергей Трубецкой.
вынужденное (Черниговский полк) руководитель Сергей Муравьёв-Апостол
неосуществлённое (из-за ареста Павла Пестеля 13 декабря).

Большая часть фильма посвящена первому (случайному) восстанию.
Роль Сергея Трубецкого (Максим Матвеев), как руководителя Северного общества, никак не показана. Было непонятно, почему он самоустранился от руководства восстанием, но было ясно, что он оказался трусом. По документам он отсиживался в канцелярии Генштаба (по фильму держался неподалёку от Николая) и выглядывал в окошко, типа, как там дела.

Войска остались без руководителя и в нерешительности стояли в боевом квадрате возле памятника Петру I. Младшие офицеры поддерживали солдатский дух командами "за Константина", "за конституцию", "за 15 лет службы" (против 25-ти) и барабанным боем.

Рылеев (Антон Шагин) рыскал по площади в поисках Трубецкого, Пётр Каховский (Сергей Агафонов) стрелял в тех, кто пытался переубедить солдат присягнуть Николаю и разойтись (в Милорадовича, в Бенкендорфа).

По документам руководство восстанием взял на себя Евгений Оболенский, он же штыком ранил Милорадовича, но в фильме об Оболенском умолчали.

Николай I с печальным лицом непонятно почему оттягивал разгон непокорных войск. Давали понять, что милосердный император не желал напрасно проливать кровь? Когда силы восставших подкрепились подошедшими гренадёрами, Николай пересилил своё человеколюбие и отдал приказ стрелять.

Неэтично назвать последующее кровавое побоище словом "красиво", поэтому скажу по-другому, зрелище было впечатляющим, каким могут быть лишь компьютерные съёмки. Всё выглядело почти как у Лермонтова:
"Смешались в кучу кони, люди,
и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой!"


Нет, вместо тысяч орудий я увидела лишь три или четыре пушки, но они очень живописно стреляли! Сначала в шеренги солдат, потом по Неве, чтобы разбить лёд и не дать солдатам уйти в Петропавловскую крепость.

Восстание было подавлено "огнём и мечом". Известно, что Император лично допрашивал участников, но в фильме показана лишь часть допроса Трубецкого, что-то вроде увещевания отца: "Что же ты, сынок, пошёл против меня?" А сынок-боевой командир и руководитель заговора скромно отвечал: "Да как-то так, батюшка, не хотел, но бес попутал!" Я, конечно, утрирую это сцену, но внешне всё понималось именно так.

Трубецкого ведь тоже хотели повесить, но, учитывая седую знатность рода, казнь заменили каторгой. В фильме эту известную подробность (как и судьбы других декабристов) также умолчали, хотя ясно, что Трубецкой не пешка среди заговорщиков.

Узнав о северном восстании и его поражении, Муравьёв-Апостол вместе с неразлучным приятелем Бестужевым-Рюминым подняли Черниговский полк и пошли на Петербург (вынужденное восстание). По дороге полк был остановлен картечью правительственных войск, Муравьёв-Апостол был ранен в голову, закован в кандалы и отправлен (вместе с Бестужевым-Рюминым) в Петербург на суд императора.

Его, Бестужева-Рюмина, Рылеева, Каховского и Пестеля, как руководителей восстания и цареубийства, повесили. Повешение и обрыв трёх верёвок совершались под звуки песен Басты и Наутилуса Помпилиуса.

Что сказать об актёрах ... актёры играли согласно сценарию. Надо возражать императору – возражали, надо соглашаться – соглашались, приказывали – слушались, посылали – уходили.

Александр I в роли Виталия Кищенко для меня не прозвучал. Он совсем не соответствовал моему представлению (портретному и документальному) об императоре. А его слова еду в Таганрог, потому что "жена заболела, " вообще отдавали мужицким просторечием ... не по-царски.

Кто запомнился:
Командир конной гвардии, генерал-адъютант Алексей Орлов в роли Александра Устюгова. Его треуголка трепыхала на ветру, и я переживала, что она вот-вот слетит. А когда Орлов пошёл отдавать приказ конногвардейцам о выступлении, его походка вразвалочку живо воскресила в памяти незабвенного мента Шилова.

Граф Мордвинов (Сергей Колтаков) милый, приятный дядечка ... он даже не изменился внешностью со времён съёмок сериала "Екатерина. Самозванцы". Мордвинов сопереживал своему протеже Кондратию Рылееву и обещал романтичному не от мира сего поэту позаботиться о его жене и дочери.
Рылеев (роль Антона Шагина). Живой, эмоциональный, даже восторженный в свои зрелые 30 лет, одержимый идеей сделать народ счастливым.

Император Николай I (Иван Колесников) - удачное внешнее попадание в образ.

Не запомнились.
Муравьёв-Апостол (Леонид Бичевин) и Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) – "два молодца, одинаковых с лица", первый весь фильм метался и изображал из себя Личность, другой был, как в песне, вечно "молодой и пьяный".

Павел Пестель (Иван Прилучный) вызвал отрицательное отношение. Пестель был самым старшим среди руководителей декабристского движения (33 года) и по планам и программам Южного общества казался человеком рассудительным и дальновидным, но в фильме показан не стратегом, а агрессивным авантюристом, контуженным на всю голову (буквально).

Впечатление.
Когда смотрела фильм, то прислушивалась к себе, какова моя реакция, интересно ли, скучно ли? Что-то похожее на слёзы почувствовала, когда безоружные солдаты семёновского полка стройными рядами добровольно шли в Петропавловскую крепость сдаваться. Так жалко стало и этих солдат и тех, кто ни за что умирал на Сенатской площади и тонул Неве! Бессловесные, послушные и многотерпеливые, как весь русский народ.

А больше никаких эмоций я не испытывала. Даже от бесстрастной кинохроники бывают эмоции, даже от "Викинга" (того же реж. Кравчука) были эмоции от слова "фи", от "Звезды пленительного счастья" были волнующие эмоции, а от "Союза спасения" - никаких эмоций, ни похвалить, ни поругать.

Не показали тех молодых генералов, о которых так проникновенно писала Марина Цветаева:

Три сотни побеждало — трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.

Они бы смогли, только история рассудила иначе, а создатели фильма не дали зрителям возможности ощутить прилив патриотизма и увидеть на экране Героев-декабристов, которыми гордилось не одно поколение русских людей. Пусть геройство декабристов миф, но не надо было показывать их шалопаями-мечтателями, играющими в заговоры от нечего делать.

Когда я уходила из кинозала под бегущие по экрану буквы и звучащую попсовую музыку, то радовалась, что Пушкин испугался зайца и повернул домой, так и не попав на Сенатскую площадь 14 декабря.


Подытожу.
Художественный фильм "Союз спасения" - это кинематографическая иллюстрация одной страницы из русской истории, поэтому рассуждения на тему "нравится-фильм-не-нравится" не уместны. Никто не знает точно, как всё происходило на самом деле, поэтому спасибо создателям фильма и актёрам за то, что они (пусть не полно) попытались показать правдоподобную версию того, КАК это могло быть.


Кадр из фильма.
Tags: гордость нации, декабристы, исторические фильмы, история россии, мнение о кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новая поездка в Никольское-Обольяниново.

    Я была в Никольском-Обольянинове в ноябре 2011 года, т.е. три года назад. Помню уныние и запустение в историческом месте ... историческом потому, что…

  • С чего начинается красота?

    Этот салон красоты я уже видела и даже писала о нём здесь пять месяцев назад. Ещё тогда меня поразила непритязательная изысканность украшения входа…

  • Три минуты тишины ...

    На днях случился небывалый случай, который хочу записать в своём ЖЖ-дневнике, чтобы ненароком не забыть. Я побывала в тишине. Именно в той Тишине,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Recent Posts from This Journal

  • Новая поездка в Никольское-Обольяниново.

    Я была в Никольском-Обольянинове в ноябре 2011 года, т.е. три года назад. Помню уныние и запустение в историческом месте ... историческом потому, что…

  • С чего начинается красота?

    Этот салон красоты я уже видела и даже писала о нём здесь пять месяцев назад. Ещё тогда меня поразила непритязательная изысканность украшения входа…

  • Три минуты тишины ...

    На днях случился небывалый случай, который хочу записать в своём ЖЖ-дневнике, чтобы ненароком не забыть. Я побывала в тишине. Именно в той Тишине,…