Здание императорской Академии Художеств.
В состязание за Большую золотую медаль имели право вступить только те студенты, которые 1. заканчивали Академию и которые 2. в процессе обучения были награждены Малой золотой медалью "за успех в рисовании".
Желающие участвовать в конкурсе должны были написать в Совет Академии заявление. После рассмотрения и утверждения участникам разрешалось принять участие в конкурсе.
Большая золотая медаль АХ "Достойному". Золото. Диаметр 51 мм.
Большая золотая медаль, она же медаль первого достоинства, давала выпускнику Академии звание классного художника 1-й степени и заграничное пенсионерство — поездку в Италию от трёх до шести лет за счет Академии художеств (300 золотых ежегодно). Так же обладателям Большой Золотой медали разрешалось остаться на год в Академии с предоставлением отдельной мастерской, материалов для работы и выделением щедрого денежного содержания.
Интересно то, что Илья Ефимович Репин мог бы не попасть в число конкурсантов, так как, испытывая постоянную нужду и ища средства на пропитание, отвлекался от учёбы в пользу посторонних заказов. Администрация Академии, понимая насколько велик талант Репина, припугнула его предупреждением, что не допустит к выпускным экзаменам, если он не сдаст "хвосты".
Репину пришлось поднатужиться. В 1865 году за эскиз "Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян" он получил Серебряную медаль ( высший показатель профессионального уровня), а за работу "Иов и его братья" (1869) он получил Малую золотую медаль, которая открыла ему дорогу к Большой золотой.
Но Илья Ефимович пошёл на конкурс с большой неохотой. Он близко общался с Иваном Николаевичем Крамским, одним их тех, кто входил в число "14-ти бунтовщиков" (не желавших писать картины на традиционные сюжеты), считал его своим учителем и разделял его взгляды, поэтому ему сильно не хотелось писать экзаменационную работу, зажатую в узкие рамки академических правил. Навязывание темы, по словам критика Стасова, противоречило свободолюбивой натуре Репина, который считал, что лучше "пропустить конкурс, чем делать что-то не идущее к его вкусам и понятиям".
Окружение Репина (однокурсники, друзья, знакомые), понимая силу таланта Репина, уговорило его принять условия конкурса: "Бери программу, какая есть. Что тебе за дело: получи себе большую медаль, ведь картина всячески выйдет у тебя знатная — ну и поезжай потом за границу и тогда делай, как сам знаешь."
Репин внял советам и выдвинулся на конкурс. Программой конкурсного задания 1871 года было написание картины на библейские "стихи" о воскрешении дочери Иаира.
Постоянно нуждавшемуся Репину не на что было купить холст и краски для исполнения программы, но он нашёл выход: написал небольшую жанровую картину на вольную тему и отнёс её художественный магазин в надежде выручить за неё хоть что-то. Но к его большому удивлению и удовольствию картину сразу купили за немалые деньги. Он смог закончить полотно в срок.
Как правило, в год присуждалась одна Большая золотая медаль (редко — две), но в тот выпуск Учёному Совету были представлены сразу пять картин выпускников – Михаила Зеленского, Василия Поленова, Ильи Репина, Евгения Макарова и Егора Урлауба.
Василий Поленов вспоминал об экзамене: "Тогда собрался целый конгломерат талантов, которые должны были получить медали. По истории живописи, например, было пять конкурентов: Репин, я, Зеленский, Макаров и Урлауб, между тем, как в уставе Академии сказано, что при каждой отрасли может быть выслана одна медаль. Мы очень волновались".
Члены экзаменационного Совета единодушно присудили Большую золотую медаль Репину, и, посовещавшись, вторую золотую - Василию Поленову. Но великий князь Владимир Александрович, по праву родства с Президентом АХ великой княгиней Марией Николаевной (племянник) и являвшийся фактическим главой Академии (по причине болезненности президент(ши), предложил наградить золотыми медалями и остальных конкурсантов-конкурентов. Особенно ему понравилась картина Михаила Зеленского. Учёный совет вкупе с вице-президентом Г.Г.Гагариным был вынужден согласиться с волей великого князя (к тому же Владимир Александрович не терпел возражений).
Получив награды, Зеленский Репин и Поленов стали полными пенсионерами, Макаров и Урлауб получили пенсионерство "условно", то есть, чтобы иметь право уехать за границу пенсионерами, им надо было написать ещё картину на выбранную ими самими тему.
Зеленский М.М. Христос воскрешает дочь Иаира. 1871.
Гос. художественный музей имени А.Н. Радищева. Саратов.
Поступила в музей в дар в 1885 году из Академии Художеств.
К сожалению, конкурсных картин Макарова и Урлаба на тему "воскрешения дочери Иаира" я не нашла, как и фото Зеленского.