Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Групповой портрет художников работы А.М.Герасимова в зале Н.Третьяковки.

На стене возле картины А.М. Герасимова табличка, на которой кроме фамилии художника написано "Портрет старейших художников". Больше ничего. Я разглядывала картину, перебирала в памяти лица советских художников и размышляла, кто бы это мог быть? Лица вроде знакомые, но я их не узнавала. Первый вообще похож на поэта Сергея Михалкова, но, взглянув на дату создания картины – 1944, поняла, что не он точно! Поэт в то время был ещё молодым человеком.


Герасимов А.М. Портрет старейших художников". 1944, ГТГ.

Пришлось устроить для себя живописный ликбез. Для этого я сначала поинтересовалась биографией художника А.М. Герасимова, и тайна изображённых персонажей раскрылась. А раскрыл её сам Александр Михайлович:

"Мой групповой портрет возник не случайно. Уже давно я мечтал запечатлеть в живописи портреты русских советских художников старшего поколения. <…> Вот почему на моем групповом портрете не случайно появились именно И.Н. Павлов, В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков... Кроме общности реалистических убеждений этих художников связывали дружеские отношения. Да и я знал и любил их больше других".

Считаю, что работники Н.Третьяковки поленились дописать на табличке фамилии художников, а ведь просвещение зрителей – первостепенная задача любого художественного музея, а для Третьяковской галереи в первую очередь!

Узнав фамилии художников, я сопоставила их внешности на портрете с их фотографиями и убедилась в сходстве - талант Герасимова, как портретиста, был налицо! Правда, я не узнала первого художника слева. Это был - Павлов Иван Николаевич, известный советский гравёр, автор оригинальных станковых цветных ксилографий и линогравюр. А так как я гравюрами не увлекаюсь, то я ничего не знала о художнике и не видела, как он выглядит. Теперь знаю, но всё равно гравюрами не заинтересовалась.

Гравёр Павлов и художники-живописцы на картине Герасимова действительно были старейшие. В год написания картины (1944) Павлову и Беляницкому-Бируле было по 72 года, Мешкову - 77 лет, а Бакшееву – 82, он был старейшим в этой группе. Автор полотна, А.М.Герасимов, был самый молодой из них – всего 63 года.

Иван Николаевич Павлов вспоминал: "Он [Герасимов] задумал написать групповой портрет старейших художников и выбрал нас своей жертвой. Этому портрету он придает особое значение в своем творчестве и хочет выразить лучшие черты своего творческого "я".

Сам Герасимов рассказывал, как шла работа над картиной: "За столом они расположились каждый по своему вкусу." Иван Николаевич Павлов вёл себя непринуждённо,: "Он буквально ни одной минуты не мог сидеть молча, рассказывал свою долгую и интересную жизнь, вспоминал давно ушедшие времена и давно ушедших людей". Таким оживлённым собеседником и изобразил Павлова на своей картине Герасимов.

Сейчас вкратце расскажу об этих художниках.
[Подробнее]
1.
Первый на портрете слева вышеназванный гравёр Павлов Иван Николаевич (1872-1951).

Родился в Подмосковье в деревне Поповка Каширского района. Получил профессиональное образование, но называл себя гравёром-самоучкой. Преподавая в Строгановском художественно-промышленном училище, воспитал достойных учеников: В. И. Соколова, М. В. Маторина, О. П. Таёжная-Чешуину ... Знаменит серией альбомов оригинальных гравюр: "Уходящая Русь", "Уходящая Москва", "Старая провинция", "Останкино", "Пейзажи в цветных гравюрах на дереве".


Фрагмент картины и фото.


В 1943 году (за год до написания картины) получил звание "Народный художник РСФСР". В том же году за многолетние выдающиеся достижения в области искусства был удостоен Сталинской премии второй степени. Также в 1943 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Имел медали и почётные звания. Умер в 1951 году, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

2.
Следующий за столом - Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958), русский, советский художник-живописец. Художник А.А. Пластов говорил о Бакшееве: "Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть как родничок холодной, чистой кристальной воды…"


В.Н.Бакшеев на картине и фото.


Ученическую работу Василия Бакшеева "Девушка, кормящая голубей" П.М. Третьяков приобрёл для своей галереи.

В 1943 году художнику была присуждена Сталинская премия второй степени "за выдающиеся достижения в области искусства". В том же году Бакшеев был награждён орденом Трудового Красного знамени. В 1947 году Василий Николаевич стал Действительным членом Академии Художеств СССР. В 1956 году получил звание народного художника СССР. Награждён двумя орденами Ленина и медалями.
Всю жизнь прожил в Москве в собственном доме по 4-му Ростовскому переулку. Умер в сентябре 1958 года, похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

3.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957) — белорусский, русский и советский живописец-пейзажист, в своих работах развивал традиции русского лирического пейзажа. С 1904 года был членом Товарищества передвижных художественных выставок, с 1922-го - член Союза русских художников Академии Художеств. Учился живописи у Коровина, Поленова, Прянишникова.


В.К.Балыницкий-Бируля на картине и в жизни.


Когда приехал в Москву, познакомился с Исааком Левитаном и работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем.

В 1892 году П. М. Третьяков приобрел для своей галереи полотно Бялыницкого-Бирули "Из окрестностей Пятигорска".
В 1944 году Витольд Каэтанович получил звание народного художника Белорусской ССР, а в 1947-м стал народным художником Российской федерации.
Скончался на своей даче в июне 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Почему у художника такая интересная такая фамилия?
Фамилия уходит корнями в 17 век. Предок художника, шляхтич Гаврила Бируля, присоединил свою фамилию к родовому поместью Бялыничи в Витебской губернии и назвал его Бируля-Бялыничи. По названию имения стал называться Бирулей-Бялыницким или Бялыницкий-Бируля.

Картины Бяляницкого-Бирули есть во многих российских музеях, а также в Минске, Могилёве, Белыниче. Есть несколько пейзажей в Третьяковской галерее.

4.
Крайний справа Василий Никитич Мешков (1867/1868-1946) — русский советский живописец и график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у преподавателей Сорокина, Прянишникова и Поленова. Затем учился в петербургской Академии художеств. С 1893 года член Московского товарищества художников. Был преподавателем в Академии художеств в Ленинграде, а также преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве.


В.Н.Мешков на картине и на реальном фото.


После октябрьской революции Мешков, как портретист, стал писать портреты деятелей коммунистической партии: Буденного, Менжинского, Сталина, Дзержинского, Ворошилова, Калинина, а также портреты Клары Цеткин, Маркса и Энгельса.

Награды В.Н. Мешкова – Орден Трудового Красного Знамени (1943), орден Ленина и медали. С 1932 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР, а с 1943 года Народный художник РСФСР.
Доктор искусствоведческих наук, профессор Всероссийской академии художеств.
Умер в ноябре 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

А.М. Герасимов говорил о Мешкове: "Василий Никитич [как портретист ]строго следил за исполнением моего портрета и порой был беспощаден в оценке сделанного. Но все его замечания шли только на пользу работе".


Картина Герасимова на стене музея.

За свою работу по увековечиванию выдающихся советских художников Александр Михайлович Герасимов был удостоен Сталинской премии первой степени (1946), а на Всемирной выставке в Брюсселе награждён золотой медалью.

"Если молодые поколения будут воспринимать мой портрет старейших художников как правдивую и искреннюю повесть о лучших представителях русского советского искусства – значит, мой труд не пропал даром".
А.М.Герасимов.
Tags: новая третьяковка, описание картин, советская живопись, третьяковская галерея
Subscribe

  • Крылатые библейские выражения.

    Немалую роль в жизни русского народа занимала вера Бога, а Библия была практически в каждом доме. Из Библии в русский язык перешло много выражений,…

  • О происхождении некоторых слов.

    Наш язык - это мудрость поколений, и слова придумывались людьми не "с потолка", а в связи с каким-то конкретным жизненным обстоятельством.Есть…

  • Дебри русского языка.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А.И.Куприн/ Ещё в детстве, читая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Крылатые библейские выражения.

    Немалую роль в жизни русского народа занимала вера Бога, а Библия была практически в каждом доме. Из Библии в русский язык перешло много выражений,…

  • О происхождении некоторых слов.

    Наш язык - это мудрость поколений, и слова придумывались людьми не "с потолка", а в связи с каким-то конкретным жизненным обстоятельством.Есть…

  • Дебри русского языка.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А.И.Куприн/ Ещё в детстве, читая…