Внешность скульптурного Пугачёва не похожа на его известный прижизненный портрет 18 века (с чёрной бородой и усами), и поначалу не по-русски раскосое лицо и вся фигура в целом кажутся гротесково-бутафорными, но после внимательного всматривания (вблизи и на расстоянии) приходит понимание, что такой сильный портрет мог создать исключительно талантливый скульптор.
Якерсон Д.А. (1896-1947). "Емельян Пугачёв перед казнью". 1933. Дерево.
Фрагмент скульптуры.
Якерсон Давид Аронович родился в Витебске в 1896 году. Был учеником Марка Шагала. Давид Якерсон стал в Витебске главным исполнителем ленинского плана монументальной пропаганды. Он разработал технологию создания (вырезания) скульптур из сырого цемента, что во много раз удешевляло их изготовление. Он украсил Витебск десятком скульптур, в их числе были памятники К.Либкнехту и К.Марксу.
Уехав из Витебска, Якерсон трудился в московском Обществе русских скульпторов, сотрудничал в обществе УНОВИС (Утвердители нового искусства), созданном Каземиром Малевичем.
Как многие советские художники в те годы, Якерсон был вынужден создавать формальные скульптуры и композиции в духе соцреализма, но всё равно официальная критика нападала на скульптора, упрекая его в формализме, примитивизме и прочих творческих грехах.
В последние годы жизни (ум. в 1947) Давид Якерсон создал свои лучшие произведения, которые он самостоятельно (без резчиков-помощников) вырубал из дерева, сам их раскрашивал и подцвечивал.
"Емельян Пугачёв перед казнью" - одна из них.