Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Естественное и неестественное из "Лествицы" прп. Иоанна Лествичника

Справа Иоанн Лествичник на новгородской иконе XIII века.

Для иконографического облика Иоанна Лествичника характерны худое аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами, клиновидная борода, обычно доходящая до груди или до пояса, хитон, мантия, схима с куколем на плечах или на голове и аналав, в руках крест, свиток или книга.

Иоанн Лествичник (241x300, 103Kb)
Родился в 579 году в Константинополе.
В возрасте 65 лет Иоанн Лествичник был избран братией игуменом Синайской обители и управлял монастырём четыре года. Святой умер в 649 году в возрасте 70 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно.
Почитается в Православной и Католической церквях в лике преподобных.
День памяти в Православной церкви — 4-е воскресение Великого поста и 30 марта (по юлианскому календарю),
в Католической — память 30 марта.

По просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна написал книгу "Лествица" (от ст.-слав. "лестница"), другие варианты названия — "Лествица райская", "Скрижали духовные". Книга написана в середине VI века. Представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию.

Образ "Лествицы" заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт. 28:12). Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы.

Из "Лествицы":
Заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти.
По естеству, например, мы имеем семя для чадородия, а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие.
По естеству есть в нас и гнев, но на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего.
Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали к добродетелям, а мы ревнуем к порокам.
От естества есть в душе желание славы, но только горней.
Естественно нам и гордиться, но над одними бесами.
Подобным образом естественно душе и радоваться, но о Господе и о благих деяниях ближнего.
Получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей.
По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддерживать жизнь, а не сластолюбия.
Tags: иконы, святое слово, святые
Subscribe

Posts from This Journal “святые” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments