На момент поимки Емельяна Пугачёва Суворову было 45 лет (Балалаеву 49), и его внешность, показанная в "Екатерине", была ему под стать. Мне этот Суворов понравился, именно таким я его и представляла в расцвете лет и без парика.
Скажу о некоторых портретах Александра Васильевича, которые мне нравятся.
Практически всю свою жизнь Суворов обходился без портретов. Фотографий в то время ещё не было, а позировать художникам Александр Васильевич не любил, считая это бездарной тратой времени. Один неизвестный художник сумел запечатлеть Суворова в детстве, но большая часть жизни полководца прошла без отображения себя в портретах.

Неизв. художник. А.В.Суворов в детстве.
В конце 1779 года из канцелярии князя Потемкина Суворову пришло предписание выслать в столицу свой портрет для создававшейся в Эрмитаже галереи. Суворов затягивал исполнение распоряжения, и лишь в апреле 1780-го он отправил в канцелярию ответ, что готов созданию портрета. К июлю 1780 года портрет действительно был написан (в Астрахани) и отослан в Петербург. Этот портрет можно считать самым ранним (не считая детского) портретом Суворова. Полководцу было без малого 50 лет.
Другой портрет Суворова был создан через двадцать лет после астраханского (1799). В это время Александр Васильевич командовал союзными войсками России и Австрии против Франции (Итальянский поход). У полководца как обычно не было свободного времени, но он сумел прибыть в Вену, где император Франц II прислал к нему придворного живописца Йозефа Крейцингера. Суворов смог пробыть в Вене всего три дня, за которые художник успел сделать лишь наброски. Полностью портрет дописывался в отсутствие полководца. На портрете достоверно изображён русский мундир гвардейского Преображенского полка, а военную шляпу художник изобразил уже австрийскую.

Крейцингер Иосиф. Портрет А.В.Суворова. 1799. Холст, масло, 40,5 х 31,5 см.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург.
Я верю в талант живописца, поэтому верю в то, что Суворова он изобразил достоверно (пусть и по наброскам), хотя некоторые специалисты считают, что Суворов на портрете Крейцингера похож на эрцгерцога Карла.
На портрете Александр Васильевич седовласый, ведь ему уже почти 70 лет, но сзади под затылком заметна прядка тёмных волос, видимо, в молодости Суворов имел тёмные волосы. И меня порадовало то, что в сериале "Екатерина. Самозванцы" Суворов показан темноволосым, а не блондином.
Интересно то, что портрет Суворова работы Крейнцингера нравился Денису Давыдову. Предполагаю, что Денис Васильевич лично видел полководца и мог оценить схожесть живого Суворова с его изображением.
Известна цитата Дениса Давыдова о портрете: "не нравится мне ни один из его бюстов, ни один из портретов его, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, с которого вернейшая копия находится у меня, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизнен".

А.В. Суворов. Гравюра Н.И. Уткина
В последней строчке Денис Давыдов писал о портрете Суворова работы Иоганна Шмидта, с которого Уткин сделал "спящую и безжизненную" гравюру. Я согласна с Денисм Давыдовым в том, что Суворов на портрете-гравюре Уткина не похож на себя, но это изображение стало настолько популярным в народе, что на него ориентировались художники, жившие после Суворова.
Ниже бюст Суворова работы французского скульптора Луи Мари Гишара, о котором упомянул Денис Давыдов. Гишар изваял бюст в 1804-05-х годах, по слепку посмертной маски полководца.

Бюст Суворова работы Луи-Мари Гишара.1804. 42х26х16 см. Бронза, мрамор, позолота
Новгородский музей-заповедник

Посмертная маска А.В. Суворова.
Художник Иоганн Генрих Шмидт создал портрет Суворова в 1800 году в Праге, когда смертельно усталый 69-летний Александр Васильевич возвращался в Россию после европейских баталий и побед.

Шмидт Иоганн Генрих. Портрет А.В.Суворова. 1800
Известны слова Александра Васильевича, сказанные им Шмидту перед сеансом: "Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны; но внутреннее человечество мое сокрыто".
В 1795 году несколько небольших портретов Суворова, уже фельдмаршала, предположительно в Варшаве, написал художник К. Бэкон. На картины Бэкона ориентировался художник Аткинсон, создавая свои портреты Суворова. Портреты Бэкона и Аткинсона стали каноническими для художников, писавших портреты полководца после его смерти.
Умер Александр Васильевич 6 (18) мая 1800-го года, и после него остались три прижизненных живописных портрета – Крейцингера, Шмидта и Бэкона, а остальные портреты были лишь подражаниями и копиями.
Ещё известны прижизненные рисунки французского художника Жана Пьера Норблена де ла Гурдена. Норблен видел Суворова лично и рисовал его с натуры, но на его рисунках Суворов настолько не похож на канонические изображения, что работы Норблена стали считаться карикатурными, хотя это не так.

Норблен. Графический портрет А.В.Суворова.
Прижизненным (1786) я назову также портрет Суворова работы русского художника Дмитрия Левицкого. Суворов не позировал художнику из-за нехватки времени, и Левицкий писал портрет по памяти и по описаниям тех, кто Суворова видел.

Левицкий Д. Портрет А.В. Суворова. 1786. Холст, масло. 80.5×62 см. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва.
Василий Иванович Суриков в 1899 году изобразил Суворова в своей знаменитой картине "Переход Суворова через Альпы", а также создал его портрет в 1907 году. Суриков родился через сорок восемь лет после смерти Суворова и, конечно, не видел его живым, но, думаю, видел бюсты Гишара и посмертную маску. Суворов на картине "Переход ... через Альпы" изображён в соответствии с ними. А вот портрет, написанный после патриотической картины через 8 лет, показывает уже другого Суворова. Почему, не знаю.


1.Фрагмент картины Сурикова "Переход Суворова через Альпы". 1899. Холст, масло. 495×373 см. Русский музей, С-Петербург.
2. Портрет Суворова, 1907. Холст на картоне, масло. 54х44, Русский музей, С-Петербург.
В 1801 году на Суворовской площади (напротив Марсова поля и Троицкого моста) был возведён памятник А.А.Суворову работы скульпторов Козловского и Гордеева. Михаил Иванович Козловский лично знал Суворова, снимал с его лица посмертную маску. Современники, лично знавшие полководца, уверяли, что работа Козловского - имеет самое лучшее сходство с оригиналом.


1. Памятник Суворову у Марсова поля в Петербурге
2. Фрагмент памятника.
Портретов Суворова масса, и везде он разный. Понимаю, что у каждого художника "свой" Суворов, как есть "свой" Пушкин, но слово "свой" объясняет лишь внутреннее отношение к человеку, так сказать, душевное родство с ним. Это применимо, например, к творчеству человека, а не к его внешности, которая должна оставаться незыблемой! И искажать облик исторического лица, гордость нации, будь он Пушкиным, Суворовым или Державиным (как в сериале "Катерина.Самозванцы") – нельзя! Для меня выражение "свой" равносильно отсутствию таланта, а если нет таланта, то есть если не умеешь передавать сходство, лучше не берись. Искажать внешность человека (особенно известного), оправдываясь пресловутым "я так вижу" - преступно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →