mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

О фильме "Левиафан" режиссёра Андрея Звягинцева.

Фильм "Левиафан" режиссёра Звягинцева выпущен в прокат 2014 году, и мне понадобилось пять лет, чтобы созреть для его просмотра. Фильм наделал много пиар-шума у нас и за границей, но несмотря на шумиху, получил кучу призов и наград. Смотреть этот фильм мне не хотелось ни тогда, ни сейчас, но ... почему-то посмотрела, в данном случае "лучше поздно, чем никогда".
Отзывов и мнений о "Левиафане" много, так что я выскажусь кратко.

Понравилось.
- Суровая, скромная, но величественная в своей красоте природа. По ходу фильма кажется, что показан Дальний Восток, но фильм снимался на Кольском полуострове (село Териберка).
- Музыка американского композитора Филипа Гласса.

НЕ понравилось - всё остальное.

Актёры.
Актёрский состав сильный, актёры известные, но говорить об актёрах неинтересно, потому что их работа в этом кино на уровне их таланта. Больше сказать нечего, ибо сама тема фильма не располагает к раскрытию новых артистических качеств или к глубине показанных образов.

Тема.
Говорить о теме тоже бесполезно. Даже нельзя сказать, что тема поднята или вскрыта, она просто показана. Сюжет фильма основан на одной из миллионов ситуаций, происходящих в стране, где местная власть устанавливает свои законы и свою веру в Бога. Тут бессилен даже приезжий из Москвы адвокат (актёр Владимир Вдовиченков), вооружённый фактами о беззаконных действиях мэра, ибо до Бога высоко, до царя далеко.

Главный герой.
Центральная фигура в фильме автослесарь Николай Сергеев (актёр Алексей Серебряков), он, как все современные русские мужики, воинствует только на собственной кухне, запивая протест стаканами водки (ею забит весь холодильник).

М.М.Сперанский, проезжая по Сибири и видя среди местной власти нескончаемое количество казнокрадов и взяточников, приехав в Иркутск, с горечью признался: "Если в Тобольске я отдал всех под суд ..., то здесь оставалось бы всех повесить".

Я весь фильм ждала, что Сергеев взбунтуется против произвола и пристрелит зарвавшегося обидчика, но нет ...
В связи с этим мне вспомнилась байка о мухе: Муха нескончаемо бьётся в стекло. Ей говорят, вот открытое окно, лети туда, там свобода, чего бьёшься? А она отвечает, не могу, деды мои здесь бились, отцы бились, вот и я бьюсь.

Люди в городе притерпелись к произволу и живут, как эта самая муха, только Сергееву не повезло, на его участок с домом положил свой алчный глаз Глава города - мэр Шевелят (Роман Мадянов). С мэром бороться - лоб расшибёшь и в дураках останешься. В итоге несчастный Сергеев таковым и остаётся.

Церковь.
Православная церковь в лице Архиерея (актёр Валерий Глушко) - духовный покровитель правящей верхушки города, этой трёхголовой гидры (мэр+судья+полиция). Она (церковь) не встаёт на защиту униженного и оскорблённого народа (а перед Богом все равны), а отделывается туманными отрывками из Писания, по-тихому сотрудничая с властью, за что получает благодарственный подарок – храм на месте бывшего дома Сергеева.

Народный фольклор.
Очень не понравился мат-перемат в речах героев фильма. Считается, что подзаборная брань усиливает эмоциональную весомость речи, но здесь матерные словечки, самое мягкое из которых "блядь", совершенно ни к месту. Я попробовала мысленно выбросить матерщину из разговоров, и, как ожидалось, смысл сказанного без мата совершенно не изменился, не понимаю, зачем Звягинцеву (как сценаристу) нужно было отягощать лексикон героев своего фильма этим непотребством? Чтобы показать невежество и бескультурье местных жителей? Показать единство (хоть в этом) власти и народа? Или это в понимании авторов фильма национальный символ русскости?
"Фу", одним словом.

Вот и всё, что я хотела сказать о фильме "Левиафан".
Пять лет я не хотела его смотреть и если бы не посмотрела вообще, то ничего бы не потеряла. Да, собственно, ничего и не нашла: ни новизны сюжета, ни яркой актёрской игры, ни торжества справедливости (Москва и Бог), ни сплочённости в беде, ни борьбы свободолюбивой русской души.

Похоже, что фильм "Левиафан", как и пресловутая "Матильда", был рассчитан на показ за рубежом, где и был встречен с удовлетворением: вот она какая, эта дремучая, варварская, НЕдемократическая Россия!

После просмотра общее впечатление о фильме выразилось в мудрости известной пословицы: с сильным не борись, с богатым не судись.
Кстати, эта пословица не русская, а библейское изречение из Ветхого завета (Книга Иисуса, сына Сирахова, гл. 8, ст. 1—3).

Название фильма.
Левиафан - это олицетворение непобедимого чудовища из Библии. Но, думаю, режиссёр взял для названия имя Левиафана из сочинения Томаса Гоббса (анг. философ 17 века), который использовал библейский образ для обозначения государства, живущего по принципу "Война против всех" и "Человек человеку волк".


Актёр Алексей Серебряков в роли главного героя Николая Сергеева.

Общая оценка - при всех своих достоинствах фильм мне не понравился.
Tags: кинорежиссёр звягинцев, наше кино, фильм_левиафан
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments