Хочу поговорить о тех картинах Шагала, где он изобразил себя в паре с любимой женой Беллой. Я всегда воспринимала эти картины как апофеоз счастья двух взаимно любящих людей, и восхищалась мастерством художника, сумевшего воплотить в красках Чувство радостной любви! Здесь Шагал выступил как антипод Эдварда Мунка.
Но настал день, когда мой восторг испарился. Я вдруг заметила, что фигуры мужчины и женщины на картинах не радостны, а на их лицах нет улыбок. Есть изображения полёта якобы от счастья, но нет самого счастья!
В автобиографии художника Петрова Водкина я читала, что однажды он шел по улице и споткнулся. Падая, увидел окружающий мир в перевёрнутом виде, и это новое видение (непривычный ракурс) он стал использовать в своих работах.
[ Далее о картинах]
Нечто подобное произошло и со мной. Нет, я не падала, но вдруг увидела вышеупомянутые картины Шагала под другим углом зрения и усомнилась в своём первоначальном впечатлении.
Ощущение парения, любовного экстаза и ликования вдруг исчезло. Я перестала видеть любовь в этих картинах. Фон, пейзаж, положение фигур остались прежними, но радость от созерцания счастья двух людей пропала. Это было печально и неприятно. Я, как сказочный мальчик Кай с осколком дьявольского зеркала в глазу, стала к ним придираться.
Вместо влюблённых Марка и Беллу я увидела незнакомых мужчину и женщину с неулыбчивыми лицами. Я пыталась вернуть прежние приятные ощущения, но не получалось. Любовь на картинах превратилась в житейскую прозу, которая лезла изо всех углов. Марк и Белла для меня стали просто безымянными Мужчиной и Женщиной.
"Над городом".
Марк и Белла парят над городом в обоюдном счастье? Нет, это равнодушный мужчина куда-то переносит женщину. Она не хочет и протягивает руку в немой просьбе "вернуть её на землю". Есть здесь любовь? Нет, есть право сильного.
"На прогулке".
Мужчина, радостный от возлияния (слева бутылка с рюмкой), демонстрирует власть над женщиной. Она не хочет быть воздушным шариком, но на лице мужчины пьяная решительность: "Не хочешь - заставим, не умеешь – научим!" Есть здесь любовь? Нет, есть власть сильного над слабым.
3."День рождения".
Эротическая мужская фантазия. Женщина собирается поставить в воду подаренные цветы, а мужчина в акробатическом этюде подплывает к ней, требуя любви. Она протягивает ему губки (на, целуй), опасаясь, что иначе он свернёт себе шею. Есть здесь любовь? Нет, есть принуждение к любви.
"Двойной портрет с бокалом вина".
Мне очень жаль эту симпатичную женщину. Она жалкой и вымученной улыбкой словно оправдывает своё незавидную ситуацию и дурацкое поведение мужчины: "Ах, не обращайте внимания, мужик на моих плечах всего лишь артист с взбалмошной натурой художника!"
Реальные Марк и Белла любили друг друга, их любовь была взаимная и счастливая. Это подтверждают многочисленные фотографии, на которых они смеются, обнимаются и целуются. Именно эту счастливую любовь художник желал изобразить в своих картинах – невесомость, полёт, парение, единство, радость прикосновений, общее счастье!
Но желание художника - это одно, а картины диктуют свои условия. Художник может обмануться, посчитав, что изобразил то, что хотел, но картины не картины не обманывают. Художник лишь двигает кистью, а управляет рукой Божие провидение!
Картины Шагала, о которых я упоминаю, сродни маячкам на красных бакенах, которые сигнализируют о невидимой, но опасной глубине. Это я о том, что иной раз не надо углубляться в созерцание картин и пробовать проникнуть в их глубину. Можно утонуть, а снизу не видно солнца.
Напоследок скажу об ещё одной картине Шагала - "Венчание". Я увидела эту картину в зале новой Третьяковки (бывший ЦДХ). Она требовательно позвала меня к себе тревожным маячком и долго не отпускала.
"Венчание" (1918).
Шагал не называет своих героев по имени, и я не буду говорить имён Беллы и Марка. На картине жених и невеста, над ними Амур с тревожными красными крыльями.
Репродукция картины или её фотоснимок не может передать выражение глаз женщины, их надо видеть на живой картине: слёз не видно, но распахнутые глаза полны ими, в них немая просьба ... о чём? Глаза - зеркало души, но что отражают глаза невесты?
Жених ухватился за неё, а она отворачивает от него голову в сторону зрителей ... Ждёт помощи от нас? Тревожная, нерадостная картина венчания! И красный ангел над головой, как в песне Высоцкого: "Так что же ангелы поют такими злыми голосами!"
В общем, в день рождения художника получилось грустное описание его картин о любви. Да, я утверждаю, что Марк Шагал певец любви к Белле, и от этого утверждения никогда не откажусь!
Но, не в день рождения художника будь сказано, хочу добавить своё личное.
Любовь - единственное чувство на свете, которому невозможно изменить. Это как лебединая верность – одна и на всю жизнь, то есть цельная для души и тела! А Шагал после смерти Беллы ещё пару раз женился ... Тело победило душу. Так где она, лебединая верность? Осталась в картинах?
В сказке злой осколок выпал из глаз Кая, и он опять стал видеть мир красочным и радостным. Но такое бывает только в сказке!