Выставка завлекала известными именами: Боровиковский, Левицкий, Рокотов, Тропинин, Серов, Зарянко, скульптор Шубин и др., но работ знаменитых было мало - по одной-две, но мне было интересно посмотреть на картины других художников, о которых я знала или слышала, например, Ангелика Кауфман, Моллер, Тулов, Жан Луи Вуаль, Христинек, Элизабет Виже-Лебрен ...
"Аристократический портрет" - это изображения людей, живших двести с лишним лет назад. Все они были богатыми, поэтому имели средства нанимать именитых художников для увековечения себя и членов своих семей. Люди на портретах - только знатного происхождения, то есть аристократия 18–19 веков. Это представители рода Чернышёвых, Ушаковых, Шаховских, Голицыных, Барятинских, Нарышкиных, Куракиных и других.
Народу в залах было очень мало, практически никого, и можно спокойно и вволю рассматривать картины и фотографировать. Много я не фотографировала, всего несколько картин, которые привлекли моё более пристальное внимание, нежели остальные. Здесь я их показываю с небольшими пояснениями.

[ Далее несколько картин с выставки]
1.

Копия портрета кисти художницы Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен.
На портрете графиня Дарья Петровна Салтыкова (1739-1802), старшая дочь дипломата графа Петра Григорьевича Чернышева, крестника Петра Великого, жена генерал-фельдмаршала графа И. П. Салтыкова, родная сестра княгини Натальи Петровны Голицыной. Обе сестры получили в Париже блестящее воспитание и считались одними из образованнейших русских женщин конца XVIII века. Дарья Петровна - статс-дама (с 1797 года) и дама Ордена Святой Екатерины 1-й степени.
Портрет показывает, какой выглядела Дарья Петровна в 1801 году (за год до смерти).
Французская художница Виже-Лебрен во время пребывания в Москве пользовалась гостеприимством Дарьи Петровны. Она создала портреты самой графини, её мужа и дочери.
2.

Жан Луи Вуаль. Портрет (1791 г.) княгини Екатерины Петровны Барятинской (1750-1811), урождённой принцессы Голштейн-Бек, жены (с 1767) князя Ивана Сергеевича Барятинского.
Екатерина Петровна - дама Ордена Св.Екатерины 1 степени (с января 1762), но в отличие от Дарьи Петровны орден для портрета не надела. Похоже, принцесса не придавала значения российским орденам.
Князь П.В. Долгоруков вспоминал в своих записках: "Екатерина Петровна была женщиной весьма гордой и необыкновенно чванной; она беспрестанно давала чувствовать мужу своему, что оказала ему величайшую честь, сочетавшись с ним браком; терпеть не могла, чтобы её именовали княгиней и титуловали сиятельством, а требовала, чтобы её именовали принцессой и титуловали светлостью".
Та ещё штучка! А на портрете такая милая!
3

Тропинин Василий Андреевич. Портрет графа Никиты Петровича Панина (1770-1837), дипломата, вице-канцлера (1799), действительного статского советника (1800). Панин был идейным инициатором заговора против императора Павла, который свершился в марте 1801 года без его участия.
Современник писал о Панине: "это был человек крутой, прямолинейный, с непомерно развитым честолюбием, с ледяною внешностью; при одном взгляде на его высокую, сухую фигуру, с неподвижным лицом и резким, холодным взглядом многие чувствовали к нему антипатию".
По портрету Тропинина этого не скажешь, художник изобразил Панина очень приятным человеком, не похожим на злодея.
4

Джованни Больдини. Портрет графа Сергея Платоновича Зубова (1881-1964), поэта, композитора, драматурга, актёра-любителя, коллекционера. Художник написан в Париже в 1913 году.
Портрет находился во дворце графов Зубовых на Исаакиевской площади, в 1924 году был направлен в Российский институт истории искусств, в Ленинградское отделение гос. музейного фонда, в музей Революции, оттуда (1934) передан в ГИМ.
Это единственная работа Джованни Больдини в собрании музеев России.
5

Кёлер Иван Петрович (Вилианди Йохан). Портрет князя Александра Михайловича Горчакова (1798-1883), дипломата, канцлера иностранных дел (с 1867), почётного члена Петербургской Академии наук, министра иностранных дел.
А ещё этот человек по словам Пушкина - "питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель"- учился вместе с поэтом в Лицее. Горчаков был на год старше Александра Сергеевича. Ему Пушкин посвятил стихотворение со строчками "Кому ж из нас под старость день лицея/Торжествовать придется одному?" После торжеств 1880 года, посвящённых открытию памятника Пушкину, Горчаков остался последним лицеистом. Умер в 84 года.
Я смотрела на портрет Горчакова (написан в 1867) и думала, что Пушкин мог бы дожить до возраста Горчакова, если бы не дуэль с Дантесом, и Кёллер тоже мог бы написать его портрет.
6

Вуаль Жан Луи. Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1752-1818), вице-канцлера (1796-98), дипломата, сенатора, Президента Коллегии иностранных дел (с 1801), канцлера российских орденов (1802), действительного тайного советника 1-го класса (1807), члена Государственного совета (1810), посла в Париже (1809-12). Изображён со звездой и лентой Ордена Св.Анны и датским орденом Совершенного согласия.
Портрет написан в 1790 году для Надеждино, имения Куракина в Саратовской губернии.
На мой взгляд, этот портрет лучший из всех изображений Куракина.
7

Неизвестный художник 19 века. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии, в миру Маргариты Михайловны Тучковой (1781/82-1852), урождённой княжны Нарышкиной. Портрет написан в 1852-м году, незадолго до смерти игуменьи Марии. Портрет куплен в 1895 году у О.В.Груздевой.
У Марии Михайловны интересная и необычная судьба, как и у её мужа, генерала-майора Александра Алексеевича Тучкова, которому Марина Цветаева посвятила стихотворение "О молодые генералы!"
8

Серов Валентин Александрович. Портрет Князя Владимира Михайловича Голицына (1847-1932), московского городского головы, действительного статского советника, почётного гражданина города Москва, театрала, мемуариста. Портрет заказан В.А. Серову Московской городской думой.
В 2015 году этот портрет выставлялся на выставке Новой Третьяковке (ЦДХ), посвящённой 150-летию со дня рождения В.А.Серова.
9

Козина Шандор. Портрет Сусанны Александровны Мертваго, урождённой Соймоновой (1815-1879).
Жена Николая Дмитриевича Мертваго, сына Дмитрия Борисовича Мертваго, об интересной судьбе которого я написала вот здесь.
10

Тропинин Василий Андреевич. Портрет Николая Николаевича Муравьёва-Старшего (1768-1840), генерал-майора, создателя московского училища колонновожатых, владелец усадьбы Осташёво (Долголядье), одного из основателей Московского общества сельского хозяйства и Земледельческой школы, организатора образцовой фермы а Бутырках, под Москвой, составителя "Наставления о приведении в порядок управления скотными дворами". Отец пяти сыновей и одной дочери. На груди орден Святой Анны 1 степени (1817)
Старший сын Муравьёва-Старшего, Александр Николаевич Муравьёв, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813—1814 годов, один из основателей декабристского движения, создатель "Союза спасения", после сибирской ссылки генерал-лейтенант, Нижегородский военный губернатор, сенатор.
11

Моллер Фёдор Антонович. Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых. В центре семейства - граф Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов, полковник в отставке, участник Отечественной войны 1812 года, камергер, шталмейстер двора, основатель рода Чернышевых-Кругликовых. Возле него жена, графиня Софья Григорьевна Чернышева-Кругликова, сестра декабриста Захара Григорьевича Чернышева). Дети - близнецы Елизавета, в замужестве Черткова, и Александра, в замужестве пашкова, сыновья Ипполит и Евгений. В углах рамы три овальных портрета девушек из семьи Бибиковых, в нижнем правом углу автопортрет художника Моллера.
12

Кауфман Ангелика Мария Анна Катарина. Портрет графини Анны Александровны Чернышевой (1740-1794), урождённой Исленьевой, с дочерью Екатериной Ивановной Вадковской (1766-1829).
Анна Александровна обнимает скульптурный бюст своего мужа - генерал-фельдмаршала графа Ивана Григорьевича Чернышёва, а Екатерина Ивановна рисует бюст отца в альбоме. Она была прекрасной музыкантшей, на что указывает изображённая сбоку арфа. Ангелика Кауфман в своей "Памятной записке" писала, что "Эта картинка может быть названа портретом троих".
Екатерина Ивановна была женой камергера и сенатора Фёдора Фёдоровича Вадковского, отца декабристов Александра и Ивана Вадковских.
13

Зарянко Сергей Константинович. Портрет Александра Дмитриевича Черткова (1789-1858), археолога, историка, нумизмата, библиофила, коллекционера книг, исследователя, основателя Чертковской библиотеки, председателя Московского общества истории и древностей Российских, одного из учредителей Московской (общедоступной) школы художеств, губернского предводителя московского дворянства, участника Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны 1828—1829 годов, члена-корреспондента Петербургской академии наук (1842), почётного члена Московского археологического общества, тайного советника.
Портрет написан в 1857 году (за год до смерти А.Д.Черткова)
14

Ряд портретов членов семейства князей Шаховских-Голынских работы Тулова Федора Андреевича.
Выставка насыщенная по содержанию, хотя по количеству небольшая – всего 120 картин-портретов. Впечатление от культпохода хорошее. Выставку продлили до 18 августа, и, пожалуй, схожу ещё раз.
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
"Я смотрела на портрет Горчакова (написан в 1867) и думала, что Пушкин мог бы дожить до возраста Горчакова, если бы не дуэль с Дантесом"
Сомнительно при темпераменте А.С. и его неудачной женитьбе.
Горчаков же был немец по матери и воспитанию.
"Похоже, о Пушкине Вы знаете лишь то, что было написано в советских учебниках."
Полагаю, что Вы правы.
Вы совершенно правы. Все эти люди на портретах иллюстрируют историю России.
Хорошо, когда возникает делание сходить на выставку ещё раз)