Основные этапы биографии Льва Толстого известны всем, но более других известен его внезапный уход из Ясной поляны. На эту тему есть прекрасный английский фильм "Последнее воскресенье" с Кристофером Пламмером (Толстой) и Хелен Миррен (Софья Андреевна) в главных ролях. Англичане сделали акцент на причины, вызвавшие бегство Толстого из дома. Главная из них – противоречия между Львом Николаевичем и Софьей Андреевной.
После просмотра "Последнего воскресенья" я сделала однозначный вывод – точка кипения отношений супругов достигла такого предела, что во избежание взрыва кто-то должен резко изменить ситуацию, это сделал Толстой.
Цитирую саму себя из отзыва о том фильме: "Неужели никто не заметил "горя от ума" Льва Николаевича, не обратил внимание на душевное самоедство, эгоистичность натуры этого непримиримого старика, заблудившегося в своих мыслях? А его отношение к жене и вовсе подлое. Тёмной осенней ночью он тайно и спешно убегает от жены, пока она спит".
Наверное, я продолжала бы так думать о писателе, если бы не фильм Герасимова.
Лев Толстой открылся мне с другой стороны. И никакой он не эгоист, не самоед и капризный старик, он просто жертва своего высочайшего духовного развития, которое можно назвать "горем от ума".
[ Далее о фильме]
Неспроста фильм начинается цитатой из дневника Толстого:"Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далёкими по времени и месту, которые будут слышать меня." /26 октября, 1907 года./
Запись сделана за три года до кончины великого старца на станции Астапово. Герасимов этой цитатой дал направление зрительским мыслям, указав цель созданного им фильма. Фильм не о капризах старика, не о его войне с супругой, не о поисках новых жизненных путей, а всего лишь о бренности физического тела, которое называется старостью. Несоответствие между силой ума и бессилием тела - вот в чём подлость природы по отношению к человеку.
Фильм "Лев Толстой" состоит из двух серий – "Бессонница" и "Уход".
В первой серии показана безмятежная дневная жизнь помещика-графа Толстого. Он кушает, гуляет, раздаёт милостыню, беседует с крестьянами и членами семьи ... Чем не замечательная старость! Но ночью наступает бессонница. Ворох мыслей, воспоминаний, размышлений гонят сон и не дают покоя.
Сначала мне не понравилась эта серия. Я хмыкала, какой примитивный фильм о великом Толстом снял знаменитый режиссёр Герасимов! Больше часа Толстой только и делает, что просто ходит и изрекает прописные истины, которые окружающие не слушают или делают вид, что слушают, и снисходительно посмеиваются над ними, как над стариковскими причудами. И никто (никто!) не задумывается над смыслом сказанного.
Потом до меня дошло, что Герасимов показывает трагедию Льва Толстого. Оттого и цитата в начале фильма, что ему не с кем общаться - одиночество среди людей!
Серия "Бессонница" на первый взгляд кажется затянутой идиллической картинкой, настолько она усыпляет своей внешней безмятежностью. Дочери, сыновья, гости неизменно приветливы и дружелюбны с семейным патриархом, относятся к нему с теплом и заботой, кресло подвинут, край одеяла поправят, чай подадут, улыбнутся ему и его изречениям ...
Фильм 1. Лев Толстой в кругу семьи и друзей.
Кроткая и внимательная Софья Андреевна сама доброжелательность и любовь – "Лёвочка, Лёвочка ...". Крестьяне кланяются, благодарят, называют благодетелем, дети радуются доброму дедушке. Но чуткий старец Лев Толстой всё подмечает, и конфликт непримиримости с райским существованием созревает в нём незаметно для зрителя. Поэтому его внезапное решение покинуть Ясную поляну (во второй серии) кажется непонятным. Типа, взбрыкнул старичок!
Толстому не нужна назойливая опека, ему нужен равноценный собеседник-Человек, но он терпит, не подаёт вида, работает с Булгаковым, общается с Чертковым, слушает музыку Гольденвейзера... Полноценная старость? Наедине с собой бессонными ночами он признаётся, что устал от жизни, думает о смерти, но хочет пожить ещё в надежде, что вдруг случится что-то новое.
К 80-ти годам им всё испытано, всё опробовано, всё не раз обдумано – самое время делиться накопленной мудростью с другими, но – не с кем, она никому не нужна, потому что все предпочитают учиться на собственных ошибках. Только в первобытном обществе примитивные люди ценили стариков и накопленный ими жизненный опыт, в современном мире живая мудрость не котируется, поэтому молодым людям со стариками скучно.
Герасимов показывает видение-мечту Толстого – он стоит босиком в траве под бескрайним синим небом на фоне кавказских гор ... людей нет, но есть вечная природа, с которой понимающий человек сливается в конце жизни. По мнению режиссёра и сценариста Герасимова - это то счастье, к которому Толстой стремился всю жизнь – обретение гармонии душевного покоя и духовного совершенства.
Кадр из фильма 2. Лев Толстой - Сергей Герасимов
Повод к уходу из Ясной поляны в серии "Уход" показан традиционно - бодрствующий ночью Толстой увидел, как Софья Андреевна роется в ящике его стола. Этот эпизод ничего не значит в фильме, но он нужен для объяснения внезапного решения уехать.
Это в английском фильме "Последнее воскресенье" Толстой, доведённый до предела громким отчаяньем Софьи Андреевны, решает вопрос радикально, а у Герасимова всё мягче и сглажено: старик ищет уединения, чтобы пожить оставшееся ему время в мире с собой, ведь Толстой, хоть и гений, но - человек!
Другой аспект трагедии Толстого в его популярности. Такому человеку нигде не будет покоя, потому что он сам себе памятник, при виде которого сбегается народ, чтобы послушать, увидеть, потрогать и записать в блокнотик вещие слова удивительного графа-крестьянина.
Выскажу ещё одну мысль, возникшую у меня после просмотра фильма Сергея Герасимова. Возможно, кому-то она покажется фантастической, но она настойчиво просится быть высказанной. Могло ли бегство Толстого быть его своеобразным самоубийством?
Причины для такого предположения есть. Известно, что Лев Николаевич всю жизнь страдал простудами на фоне слабых лёгких и не мог не знать, что поездка в дешёвом вагоне поезда (поближе к народу), да ещё холодной поздней осенью может осложниться нездоровьем. Толстой взял с собой Душана Петровича, врача Ясной поляны, но что может сделать врач, если пациент не хочет жить!
Во второй серии несколько эпизодов поддерживают эту версию, например, Толстой, вспотевший в тяжёлой шубе, уходит в тамбур, чтобы "подышать свежим воздухом" и стоит там в порывах снежного ветра. Или беседует с пассажирами в клубах дыма от цигарок с махоркой, что ему заведомо вредно ... Или подозрительно спокойно соглашается с предложением Душана Петровича переселиться в дом начальника станции вместо того, чтобы настаивать на продолжении пути.
Страшась смерти, Толстой одновременно и желал её. Здоровье не позволило Льву Николаевичу доехать до Кавказа, которым были полны его воспоминания. Астапово Липецкой области – вот предел личной свободы "матёрого человечища"!
"Старость – неизлечимая болезнь" сказал Сенека, и, похоже, Лев Николаевич это знал.
В заключение подытожу.
Фильм "Лев Толстой" Сергея Аполлинариевича Герасимова – это рассказ не о конце жизни писателя Льва Толстого, а показ человеческой старости на примере Льва Толстого. Герасимову на момент создания фильма было уже 78, и старость с её радостями и неприятностями была ему знакома. Предполагаю, целью Герасимов стало желание показать ненужность старого человека, хоть он и стал энциклопедией жизненного опыта. Жизнь, старость, смерть – лейтмотив фильма.
Сергей Аполлинариевич умер через год после создания фильма. Вот она – точка жизни.
Лев Николаевич умер 7-го ноября (по старому стилю) 1910 года в возрасте 82-х лет.
Однажды, неизвестно в каком году, но известно, что именно 7-го ноября, он выписал из Евангелия от Матфея вот эту цитату:
"Входите тесными вратами; потому что широки ворота и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». /Мт.VII, 13-14/
Думаю, Лев Николаевич применил к себе изречение апостола Матфея, то есть первую часть своей жизни Толстой провёл, входя "в широкие ворота, ведущие к погибели", а вторую часть жизни соответственно в "тесные ворота, ведущие в жизнь". И он имел полное право так считать.