
Айвазовский И.К. Хаос. Сотворение мира. 1841. Масло, бумага, 106х75, Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция
В июле 1840 года двадцатитрёхлетний Айвазовский отправился в Рим, по пути посетив Флоренцию, Венецию и Неаполь. В Венеции он познакомился с Гоголем. Николай Васильевич был взволнован знакомством и долго тряс ему руку, признаваясь в "верноподданнических чувствах".
Живя в Риме, Айвазовский часто посещал квартирку Гоголя, которую тот называл своей "кельей".
Там же Айвазовский познакомился с друзьями Гоголя, живущими в Риме, художником Александром ИвАновым (работавшим над "Явлением Христа народу"), писателями Иваном Панаевым и Василием Боткиным. Айвазовскому не было близко творчество Гоголя (он вообще не любил читать), но с удовольствием слушал, как Гоголь читает свои произведения вслух, а читал он с актёрским мастерством!
В Риме Айвазовский много работал: писал этюды, делал наброски, рисовал с натуры. Приехав в Рим в 1840 году, он успел написать тринадцать больших картин, в следующем году ещё семь, а еще через год — двадцать. Академия Художеств присылала Айвазовскому скудное денежное содержание, половину которого он отсылал своей матушке в Феодосию. Но на картины Айвазовского всегда находились покупатели, и продажа картин приносила художнику ощутимую материальную помощь.
В 1841 году Айвазовский написал картину "Хаос. Сотворение мира", написанную на сюжет из библейской книги Бытия о создании Творцом жизни на земле: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог "да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы".
Изображение воды – любимая тема художника и, создавая картину, Айвазовский показал морскую стихию не только во всей её красоте, глубине и мощи, но и сделал её важным участником изображённых событий.
Грозные и неспокойные волны создают ощущение тревоги и беспокойства, усиливающиеся от созерцания чёрной тучи в виде зловещей фигуры вселенского Хаоса с распростёртыми крыльями. Это силы Зла поднялись из бурных волн, чтобы преградить дорогу светлой фигурке Святого духа с сияющим нимбом над головой. Размеры Зла и Добра несопоставимы, но сияющий Ангел внушает надежду, что Добро победит Зло, ибо свет жизни уже спустился золотым лучом на морскую поверхность и там, где коснулся, утихомирил её грозную силу. Не освящённые светом волны пока ещё беснуются, но растёт и укрепляется вера в то, что Свет обязательно победит Тьму. Как доказательство этому справа от главной тёмной фигуры изображена другая, с раскрытым ртом, явно слабеющая от созидательных лучей.
И позади Ангела растворяется фигура с тёмным лицом ...
Гоголь увидел картину и, как человек религиозный, был потрясён живописным воплощением строчек из Библии и мастерством друга.
Картина, полная ощущения внутренней силы и веры в победу над Злом, понравилась Папе римскому Григорию ХVI, который вручил Айвазовскому золотую медаль и захотел купить её для Ватикана. Иван Константинович, смущённый оказанной ему честью, отказался от денег и подарил картину Папе.
Гоголь одобрил такое решение Айвазовского: "Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!"
Великий художник и труженик Александр ИвАнов писал об Иване Константиновиче родным: "Айвазовский человек с талантом. Воду никто так хорошо здесь не пишет. Айвазовский работает скоро, но хорошо, он исключительно занимается морскими видами, и так как в этом роде нет здесь художников, то его заславили и захвалили".
Александр Андреевич был не прав. Натура Айвазовского не воспринимала богемную жизнь жизни и почитание на лаврах. От самолюбования, зазнайства и осознания своей величественности художника спасало творчество, которому было подчинено всё.
Иван Константинович считается художником-маринистом, но он создавал картины и на "сухопутные" темы, и в этом тоже показывал свой величайший дар живописца.

Тыранов А.В. Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского. 1841. Холст, масло. 72x 54,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Так выглядел Айвазовский (24 года) в год написания картины "Хаос. Сотворение мира".
В 1875 году портрет был приобретен П.М. Третьяковым.
Comments
Я такая невнимательная, что сначала фигуры и не заметила ...
Вообще я не страстный поклонник Айвазовского, но эта картина понравилась. Как и рассказ) Очень люблю рассказы про картины и художников в этом ЖЖ;)
Кстати, всегда думала, что Айвазовский писал только морские виды и очень удивилась в его музее в Феодосии картинам на библейские сюжеты!
Сухая степь и мокрое море у одного художника - это круто!
Волшебное море у Айвазовского!
Ему словно мало рамок картины и оно вот-вот вырвется)
Когда стоишь перед полотном - уходить не хочется!
Картина завораживает мощью, величием и непостижимой тайной Бытия!
Пару лет назад в Питере была грандиозная выставка полотен Айвазовского, так я от этой картины с трудом оторвалась.
Какая сложная у него родословная - всегда поражалась, кого там только нет.
И этот портрет, если сравнивать с его автопортретом -
будто разные люди на них.