mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Насущные вопросы к священнику.

Сейчас так много всяких правил, касающихся веры в Бога, поведения в церкви и проведения святых праздников, что люди теряются, они словно идут по узкой доске через бурную реку, сделаешь неверный шаг и соскользнёшь в пучину грехов, а их и так немало у каждого. И появляется суеверный страх, что вдобавок к неправильному действию Бог "накажет" за маловерие и нарушение установленных вековых правил. Наверно, поэтому любое из этих правило обрастает десятком выдуманных, и трудно понять, что можно делать, а что нельзя. И как вообще жить на этом свете?!
Меня тоже долгое время волновали некоторые вопросы, на которые, слава Богу, я нашла ответы с помощью знающих толкователей.

Ниже на вопросы отвечает иерей Стефан Домусчи, кандидат богословия и философских наук.

Вопрос: Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия — это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение — их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, — отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

Вопрос: Грех ли - ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище?

На Пасху надо идти в храм: Пасха — это время празднования победы над смертью!
Одно дело, когда в деревнях и в маленьких поселках сохранилась традиция после ночной Пасхальной службы вместе со священником отправляться на близлежащее кладбище с пением "Христос Воскресе из мертвых!", с кроплением могил святой водой. В этой традиции мы видим желание людей, которые только что побывали на воскресной пасхальной службе, поделиться этой радостью с усопшими — условно, конечно, но все равно это происходит от некоторой переполненности радостью!

А другое дело, когда человек просто-напросто променял пасхальную службу на поход на кладбище… Конечно, это глубоко неверно! Как пишет святитель Григорий Богослов: "Пасха по сравнению с остальными праздниками — как солнце по сравнению со звездами", — то есть это величайший праздник, ни с чем не сравнимый, а люди вместо того, чтоб праздновать его, идут на кладбище… Что же для них важнее: воскресший Христос или покойники?

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху — ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ — это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших.

Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы.
Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

Вопрос: Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль — это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и — надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское — говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых.

Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение.

Как пишет апостол Павел: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4:13–18).


Foma.ru
Tags: святые праздники
Subscribe

  • Вспоминаю о Русском музее.

    Московские власти обещают к маю снять все ограничения, связанные с пандемией. Якобы откроются для свободного доступа рестораны, театры и кинотеатры,…

  • Об Анне Владимировне Бобринской.

    На портрете ниже изображена Анна Владимировна Бобринская, жена Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова.…

  • Генрих Семирадский. Христианская Дирцея.

    Художник Генрих Семирадский чистый академист, и мне очень нравятся его работы. Жаль только, что с картиной «Светочи христианства» он пожмотничал и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments