mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Мне интересно об еврейской Пасхе.

Пасха – видоизменённое греками еврейское слово (Pesaḥ), пришедшее в современный язык. Означает "переход, перемена места". Праздник Пасха был чисто религиозного характера и учреждён, как воспоминание о переходе евреев из египетского рабства в обетованную землю Ханаанскую.

Этим же именем евреи называют агнца, которого по закону Моисея съедают на Пасху с пресным хлебом и горькими травами. Агнец – "непорочный" однолетний ягнёнок или козлёнок мужского пола, - главное пасхальное кушанье. Оно символизировало "пасхальную жертву Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян" (Исх. 12, 27). По закону Моисея соблюдался ритуал приготовления этого блюда и связанное с ним помазание кровью агнца косяков и перекладин дверей в жилищах евреев.

Это помазание (знак) спасло евреев в ту ночь, когда на землю Египетскую была послана "десятая казнь", во время которой погибли все первенцы египетских семей "от человека до скота" (Исх. 12, 12).

Пасхальная трапеза (седер или "порядок, процедура") - это единственный обряд, который совершается евреями дома в кругу семьи. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В обеденной комнате по традиции ставили на стол чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. (Именно в такую чашу Иисус Христос обмакнул опреснок, чтобы передать Иуде). (Ин 13:26–27).

Пасхальная трапеза у евреев знаменует начало "Праздника опресноков", который отмечался с 14 на 15 число месяца нисана в течение недели. Нисаном в еврейском календаре назывался первый месяц библейского года (приблизительно наш март-апрель).

На пасхальный стол ставили опресноки (лепёшки из пресного теста) и блюдо с горькими травами (марор): лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы евреи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Слезами они поминали страшную трагедию, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22).

Также на пасхальный стол ставилась паста, приготовленная из фиников, орехов и граната. Паста по цвету была сходна с цветом глины, из которой порабощенные евреи возводили для фараонов города.

В середине пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой. Они символизировали четыре обетования, полученные евреями от Бога во время их исхода из Египта. : "Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского". (Исх 6:6–7).

Старший в семействе (или хозяин дома) брал первую чашу с вином и благодарил Бога молитвой (пасхальный киддуш), начинающейся со слов: "Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод лозы виноградной!"

После этого отпивал вина, а чашу передавал по кругу, чтобы испил каждый. Перед глотком каждый член семьи должен был прочитать молитву барах (barach), начинавшуюся с благодарности Богу.

После этого младший в семье (в Тайной вечере это был Иоанн Богослов) задавал Старшему вопрос: "Что всё это означает?", и ему рассказывали историю исхода евреев из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, относящиеся к этим событиям.

После благословения блюд Старший раздавал участникам трапезы по пучку горьких трав и их вкушали, обмакивая в харосет (смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина). После этого блюда мыли руки.

Потом по кругу передавалась вторая чаша с вином. Старший поднимал блюдо с опресноками и говорил: "Это хлеб страданий, который ели отцы наши в земле Египетской". Он разламывал один из опресноков пополам и одну часть (афикоман или "то, что приходит после") откладывал в сторону, где она лежала до конца вечери. Эту часть полагалось согласно заповеди Моисея оставлять на случай прихода нищего или путника.

Вторую часть преломленного опреснока Старший оставлял себе, а другие опресноки распределялись между всеми присутствующими.

Затем Старший отрывал себе кусок агнца и раздавал куски другим участникам трапезы. Агнец должен был быть обязательно съеденным (недоеденный сжигался до восхода солнца). После этого вторично умывали руки.

Пили из третьей чаши (чаша искупления) и читали зиммун (благодарение за трапезу) пели 114–117-й псалмы.

Старший съедал свой кусок афикомана, а отложенный разламывал и раздавал всем по кусочку.
Завершала праздник четвертая чаша вина. При этом пели великий халлел – 135-й псалом.

Только после окончания трапезы разрешалось выходить из дома. В Иерусалиме все поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Интересно то, что во времена Христа евреи использовали во время трапезы ложки и вилки, и только за пасхальной трапезой пользовались способом своих предков: обмакивали горькие травы и опресноки в харосет руками, а также руками если агнца (поэтому два раза мыли руки).

В Евангелиях упоминается лишь хлеб (маца) и вино на столе Тайной вечери, но нет упоминания о агнце. Причин отсутствия пасхального агнца две - Тайная вечеря происходила в четверг, а агнца закалывали в пятницу. Вторая - Иисус Христос сам выступил в роли жертвенного Агнца.

В живописи, посвящённой Тайной вечере, Христа и апостолов часто изображают сидящими за столом на стульях или лавках, но во времена Христа стульями не пользовались, а трапезу совершали полулёжа.

Иисус Христос начинал Вечерю по закону Ветхого завета, а закончил - по Новому Завету (хлеб - тело Христово, вино - кровь Христова).
Subscribe

  • Родительская суббота. 06.03.2021.

    Сегодня Вселенская родительская суббота. В христианстве Родительская суббота — особый день поминания всех умерших христиан, но прежде всего…

  • Метаморфозы марта. 05.03.21.

    Утром проснулась – погода солнечная, небо чистое и голубое, ноль градусов. Весна! Сугробы заметно осели и скоро совсем растают, надеюсь на это. И…

  • Погода 13 февраля 2021 года.

    Снег начался позавчера ночью и продолжал идти весь следующий день, и сегодня идёт весь день. То крупный, то мелкий, то с ветром, а то плавный и…

Comments for this post were disabled by the author