Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Ободзинский. А море целуется с луною ...

Стихотворение Шелли о том, что "лунный свет целует землю" напомнило мне о луне, про которую когда-то пел Валерий Ободзинский. Я нашла эту песню и послушала несколько раз. В текст не вникала, разве что обратила внимание на повторы "луна, луна ...море, море ... " Внимание забирал голос, сильный, звучный, раздольный ... про такие голоса говорят "поёт, как дышит".

Раньше крестьяне засеивали свои поля вручную, шли по полю с большим ситом зерна и пригоршнями разбрасывали его перед собой. Зёрна падали в почву неравномерно, где по одному, где кучно, где вообще ничего. Вот так Господь Бог наделяет людей талантами: кому-то один, кому-то много, кому-то ничего.

В итоге один счастливчик (например, Моцарт) хватает с неба звёзды и пользуется тем, над чем ни разу не трудился, а другой (Сальери) всю жизнь пашет в поте лица своего ... Похоже, Бог выбирает себе любимчиков и награждает их талантом за просто так. Не отсюда ли выражение "талант от Бога"!

Но "талант от Бога" легко потерять, ведь что легко даётся, тем не дорожат. Или эксплуатируют так, что талант мельчает и даже исчезает. К примеру, Галина Вишневская так эксплуатировала свой уникальный оперный голос, исполняя эстрадные песенки, что чуть не лишилась его.

Не знаю, к месту ли, но припомнилось воспоминание Ираклия Андроникова о том, как Остужев рассказал ему о горле Шаляпина, а потом показал своё.
Андроников привстал на цыпочки и заглянул Остужеву в горло.

Цитирую:
"Гляжу: нёбо - высокая арка. Как подъемный мост, опустился язык, открыв вход в огромный тоннель. Горло? О нет! Не горло вижу я - сооружение великого мастера! И не могу отвести глаза от этого необыкновенного зрелища!
Закрыв рот и видя, что я сижу удивленный - и этим рассказом, и видом этой гортани, Остужев победоносно <...> отправился умываться на ночь. Как только он вышел, я поспешно выдвинул ящик из тумбочки возле кровати, достал зеркальце, открыл рот... Вы не знаете, что увидел я!.. Бугор языка, сзади - потемки. И никаких перспектив!"

Мне тоже, как Остужеву и Андроникову, иногда хочется заглянуть в горло человеку, голос которого меня потрясает, потому что я не представляю, как может выглядеть этот, в общем-то, обычный человеческий орган, но умеющий творить вокальное чудо.

А Остужев вот так заглянул в горло Шаляпина "Вы не знаете, что я увидел! Остужев складывает два указательных пальца и чуть раздвигает их: "Горло пивной бутылки! - Нёбо?! Потолок в подвале! Язык? Как кулак торчит во рту. А дальше - потёмки дремучие!"

Остужев актёр, а не певец, но ему нужен был голос драматического звучания, и он развил своё горло специальными упражнениями. В музыкальных учебных заведениях студентам профессионально "ставят" голоса, но Ободзинский не учился пению. Не знаю, смог бы он со своим природным даром петь в опере, или его потолок эстрада, но в его бытность музыкальные критики хором отмечали вокальные погрешности его голоса - он, де, не "поставлен", нет певческого дыхания, верхние ноты не сочные, "задавленные по звучанию".

Нужно ли простому любителю песен знать такие тонкости? Разве незнание мешает создать впечатление о песне и получить наслаждение от её плавности и мелодичности, от приятного тембра голоса и его влияния на душевные струны?

Не думаю, что горло у Валерия Ободзинского было, как горлышко у пивной бутылки - оно наверняка было просторно и без специальных упражнений, и связки-божий-дар легко производили голос, нравящийся миллионам слушателей.

Хотя, если бы Ободзинский получил консерваторское образование, если бы профессора "поправили" его голос, то тогда он пел бы не просто хорошо, а как ... ангел. Я не знаю, как поют ангелы, но уверена, что - совершенно.

Пусть критики говорят, что хотят, это их работа, а любители песенного творчества вряд ли замечают технические погрешности голоса (нет певческого дыхания и т.п.) Валерий Ободзинский, не смотря ни на что, уникальное явление в отечественном песенном искусстве! Самородок, которым надо восхищаться и гордиться.



Интересное о рождении песни.
Во время болгарских гастролей в 1964 году Валерий Ободзинский познакомился с болгарской певицей Лили ИвАновой, которая свела его с композитором Борисом Карадмичевым. Композитор в знак знакомства и признательности подарил певцу свою песню "Луна на солнечном берегу". Советский поэт-песенник Гаджикасимов (Онегин Юсиф-оглы) написал для мелодии текст. В том же 1964 году Валерий Ободзинский исполнил песню о луне на международном песенном фестивале в Сопоте (Болгария). Эта песня стала одной из лучших в репертуаре певца.

Название песни "Луна на солнечном берегу" не оксюморон, а реальность. В Болгарии есть побережье с названием Солнечный берег (я имела счастье там побывать), поэтому Солнечный берег надо писать с заглавной буквы, как имя территории. Но у нас прижилась маленькая буква, что придаёт песне иносказательное значение.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments