Все представленные картины были мне знакомы (по музеям и по репродукциям в альбомах), но некоторые я видела впервые – из музеев Праги, Нижнего Новгорода, Хельсинки и частных коллекций.
Картины Репина (сужу по Третьяковской галерее и Русскому музею) редко находятся на своих местах, они часто в разъездах по городам и весям, поэтому объединённая выставка на Крымском валу – редкая возможность увидеть многие творения Ильи Ефимыча одним разом. Последняя такая выставка была в 1994 году.
[ Далее о выставке]
В общем, мне захотелось увидеть картины любимого художника, и я не могла лишить себя такого удовольствия. Организаторы выставки озаботились охраной картинам и наблюдением за посетителями (враг не пройдёт!). Одни служащие сидели по стульям и зорко обшаривали всех недоверчивым взглядом, другие расхаживали по залам, кто с бейджиком на груди, кто без, и решительно пресекали всякие попытки посетителей фотографировать картины. На мой вопрос, почему запрещено, пожимали плечами: низзя и всё! Запрещение, конечно, надуманное, и люди всё равно фотографировали. Я тоже сделала несколько снимков, но снимать всё подряд у меня не было резона - все картины знакомые и не раз виденные.
Репин. Портрет Нордман.
У картины с очередным портретом Нордман была необыкновенно красивая рама, сама по себе шедевр, и я попросила у проходящей мимо служительницы разрешения сфотографировать кусок рамы, не покушаясь, конечно, на само изображение. И заверила её, что сфотаю только угол рамы, и что она может лично проследить за моим действием. Охранница порядка ответила: "Сейчас я пойду вон туда, и пока я иду, фотографируйте, что вам надо".
Я поняла. И сфотографировала не только раму, но и саму картину, а также и близ находящихся "большевиков". А когда спускаясь по лестнице, то прямо перед собой увидела картину с юным Пушкиным на экзамене в Лицее - ну как не сфотографировать!
Репин, Пушкин в Лицее.
Так как картины Репина, находящиеся в Третьяковке и в Русском музее, постоянно в разъездах и о увидеть их в этих музеях - редкий случай, то я была рада тому, что картины (не все), наконец-то, собрались вместе.
Смотреть выставку было интересно, с Репиным не соскучишься: у него такие разнообразные по жанрам картины, что задаёшься удивлённым вопросом "неужели это Репин"? Например, очень впечатляющая картина "Какой простор!" - девушка и молодой человек стоят по колено в середине стремительного потока, она подобрала юбки, а он раскинул руки и, типа, кричит от восторга "какой простор!" А вода, судя по всему, ледяная ...Честно говоря, я не ожидала увидеть у Репина подобную тему! ))
Репин, Зас. Гос.совета.
Большую картину с "Заседанием Гос. совета", которой завлекали посетителей на выставку, повесили на боковой стене длинного зала, так что осмотреть её одним взглядом было трудно, приходилось смотреть по частям. Я не особо её разглядывала, потому что хорошо внимательно изучила её в Русском музее, где о каждом персонаже можно было узнать по интерактивной схеме на мониторе, что стоял в том же зале. Здесь же, на выставке Репина, помогали узнаванию отдельные портреты деятелей, вывешенные по бокам картины. Я лишь сравнила две боковые части картины (левая написана Кустодиевым, правая Куликовым) с центральной (Репин) и не нашла различий.
Отдельно на стене помещён портрет в рост императора Николая II в тронном зале Зимнего дворца. Очень понравился.
"Запорожцы пишут письмо султану" - картина действительно вызывает желание посмеяться, этому способствует выражение лиц озорных запорожцев, а смех дело заразное! Но ... веселее и заразительней они смеются на первоначальном варианте картины, что висел рядом.
Очень впечатлила картина "Большевики", изображающая толстомордого большевика, отнимающего хлеб у ребёнка.
Репин, Большевики
Много картин с дочерями Репина, ещё больше портретов Нордман, второй жены Репина, насчитала приблизительно штук 15.
В картине "Царевна Софья" (виданной сотни раз) я сделала для себя открытие, которое поменяло моё мнение о Софье. Царевна, оказывается, не стоит упрямо и несокрушимо, как мне всегда представлялось, а присела на край стола (даже скатерть засборилась) и стала выглядеть обыкновенной слабой
"Портрет художника Левицкого". Чёрно-белый с коричневым оттенком. Сначала я подумала, что это фотопортрет, но, приглядевшись, поняла, что живопись. Необыкновенная работа!
Картина "Не ждали". Всегда думала, что мать и дети, особенно, девочка, не смотрят на вошедшего (если проследить траекторию взглядов), и при рассматривании "живой" картины убедилась, что так и есть. Репин - любитель переписывать свои картины, и здесь ему изменил глазомер.
В картине "Арест пропагандиста" считается, что главный персонаж смотрит на тёмную фигуру слева (доносчика?), а по сути - в никуда. То есть, потерялась идея его борьбы.
Картина, изображающая святого Николая. Николай схватился рукой за лезвие меча и, сделай палач хоть малейший поворот меча, тот отсечёт святому пальцы. Очень реальное и неуютное ощущение!
Картина "Иван Грозный убивает царевича Ивана" отсутствовала по известным обстоятельствам. Вместо неё на пустом месте висит небольшое изображение на картинке и объяснение причин отсутствия.
"Проводы новобранца". Я видела эту картину лишь в репродукциях и хотелось увидеть вживую. Увидела, хорошая, жизненная картина на тему призыва в армию. Опять удивилась многообразию творческих интересов художника.
Из этой серии картина "Хирург Павлов в операционном зале". Знаменитый хирург изображён с поднятым молотком и ... не знаю, с долотом, что ли? Не видно, по чему он там долбит, но есть ощущение, что голые ноги больного сотрясаются от ударов молотком.
Перед картиной "Воскрешение дочери Иаира" я простояла минут 20 и могла бы вообще не отходить, такой божественной силой от неё веяло, что я стояла в полной уверенности, что девушка вот-вот оживёт!
Репин был дружен со Львом Толстым, поэтому рисовал его много и в живописи и в графике: Толстой читающий, лежащий, спящий, работающий, гуляющий, общающийся ...
Впечатлила картина "Иуда". Иуда у Репина хитрый, расчётливый и подлый торгаш, прикидывающий, а не продешевил ли он с оплатой за выгодную сделку!
"Садко в подводном царстве" - полное ощущение воды, её глубины и толщи, я даже взглянула на раму – выдержит ли, не лопнет, не вплывёт ли Садко в зал со всеми морскими обитателями?
Экспозицию на втором этаже открывает портрет "Монахини". Бледное лицо на тёмном фоне, куда не отойдёшь, она следит глазами ... чего-то хочет? Попросить, пожаловаться?
"Портрет Менделеева в мантии профессора". Как-то невесело изображён великий химик, в руках книга, и глядит он на книги на столе, усталость в глазах ... Может, думает, скорей бы покончить с этими учёными условностями, лучше новый чемодан смастерить!
"Самосожжение Гоголя". Смотреть на живую картину совсем не то, что на её картинку в альбоме или в Интернете. Там Гоголь выглядит безумным, а на картине в его глазах отголосок невыносимой душевной боли, и глаза его не закатились в припадке сумасшествия, а ясно смотрят в вверх, где обитает Бог, который якобы счёл 2-й том "Мёртвых душ" антибоговой книгой и повелел уничтожить её. Как подтверждение этого действия на картине слева отчётливо выделяется яркий огонёк от свечки перед иконой. Неимоверно сильная картина!
"Портрет К.Б. Болеславской" впечатляет обилием любимого Репиным красного цвета. Картина настолько залита красным (фон, платье), что удивляюсь, почему никто ещё не бросился на неё с ножом (как на "Ивана Грозного ..." в 1913 году?
Шикарный портрет композитора Цезаря Кюи. Сразу видно, что человек – барин, с собственным мнением, с достатком и с достойным положением в обществе и в русской культуре.
Можно пройтись по всем картинам и сказать о каждой несколько слов, но, думаю, это займёт много времени, да и не нужно. Картин на выставке показано много, около (плюс/минус) трёхсот, а я смотрела бы и смотрела, не уставая. И жаль, что не все работы Репина были представлены. Но всё равно эта выставка - грандиозное мероприятие.
Посетители проходят по онлайн-билетам и толчеи при входе нет, но народу всё равно много, ведь Репин Илья Ефимович любимый художник многих.
Дополнение.
Рисунки Репина можно посмотреть только до июня, потому что их нельзя держать на свету более 3-месяцев.
Сама выставка будет работать до 18 августа, после завершения в Москве будет показана в Русском музее в Петербурге, в художественном музее Атенеум в Хельсинки, в Пти-Пале в Париже - так что домой Илья Ефимович вернётся не скоро!
P.S.
Прошу прощения за некачественность фотографий (фотографировала украдкой, как шпион)