А вот Соната №17 (d-moll), Op. 31, No. 2. – это явно выраженный диалог. Композитор не только говорит сам, но активно вызывает на разговор слушателя. Музыка сонаты – искреннее выражение наболевшего, что уже не умещается в груди и рвётся наружу. В этой сонате Бетховен весь на виду, открытый, порывистый, страдающий, он кричит о своих чувствах прямым текстом и желает услышать ответную реакцию. В этот диалог можно вступить и напрямую пообщаться с композитором. Пианистка Валентина Лисица так и делает - разговаривает с Бетховеном через его музыку. Он говорит нотами, она отвечает ему звуками.
В сонате три части, и в каждой Бетховен разный.
1 часть. Largo – Allegro
В первой части сильное душевное волнение композитора, в его душе борьба страстей, которая вырывается наружу фортепианными звуками. Ласкающими движениями пальцев по клавишам Валентина успокаивает мятущегося гения, он притихает, но к концу первой части опять взрывается эмоциями и оставляет тревожное ощущение, что его страсти ещё не ушли и продолжают клокотать раскатами контроктавы.
Валентина Лисица. Beethoven Sonata №17 Op. 31 №2. "Tempest" 1.Largo - Allegro
2 часть. Largo
Во второй части звуковое умиротворение, борьба стихла, как стихает ветер после бури. Если сравнить музыку второй части сонаты с широким морем, то видно, как бурная мощь стихии стихла, и по поверхности гуляет лишь резвый ветерок, вздымающий барашки на гребне волн. Буря в глубине, а на поверхности идиллия. И разговор музыки спокойный и гармоничный, пианистка перебирает клавиши, словно ведёт с автором спокойный и рассудительный разговор.
Валентина Лисица. Beethoven Sonata No. 17 in D minor, "Tempest" 2. Largo
Первые две части органически подводят к третьей. Третья часть - Allegretto, представляется мне рассказом Бетховена об его мечтах. В этой части нет страсти первой и спокойствия второй, третья часть - это сила эмоций будущего. Это лирика, вечное движение, полёт воображения, предвкушение счастья, приправленные бурными вставками неверия в свои возможности и опасением, что мечты останутся мечтами. Но в эти пессимистические нотки вклиниваются светлые музыкальные фразы.
Валентина Лисица, чуткий и великолепный исполнитель, впускает в себя волнение Бетховена и опять вступает в диалог.
Она беседует с самим Бетховеном!!!
Она слушает его и утешает, как любящая женщина-друг, её пальцы бегают по клавишам, и мне представляется, что эти нежные женские руки гладят не клавиши рояля, а плечи мужчины, нуждающегося в утешении. Он сопротивляется, дёргает плечом, но пианистка извлекает из рояля звуки-слова, убеждающие, что всё будет хорошо, всё будет хорошо ... ведь после всякой бури наступает ясная погода!
Я сочувствую Бетховену и переживаю за него. Если отбросить все наслойки с его имени и личности, типа, о, великий!, о, гений!, о, неповторимый! – он такой же мужчина, как и все мужчины на свете - тонко чувствующий и ранимый. Он переживает, взрывается гневом, бросается в борьбу с ветряными мельницами, делится мыслями о будущем, и я его понимаю!!!, но, к великому моему сожалению, не могу сказать ему об этом - ни словами, ни тем более музыкой.
Честно, я завидую Валентине Лисице, которая имеет возможность (как музыкант и как чуткая женщина) терпеливо и настойчиво успокоить взволнованного композитора. Она то склоняется над роялем, то откидывается назад, то улыбается, то хмурится, она что-то шепчет ему, её руки взлетают над клавишами, чтобы тут же опуститься к ним для нежного прикосновения .... ОН (композитор в образе рояля) ещё по инерции ворчит, а ОНА (женщина-Любовь) умиротворяет его ... словно любящая подруга вновь помогает любимому мужчине обрести силу духа и поверить в себя.
Ласковые увещевания достигают цели, взрывы эмоций стихают, и соната заканчивается музыкальным покоем: пианистка и композитор достигают единого душевного понимания. Когда последний аккорд растворяется в тишине, я закрываю глаза и представляю идиллию: женщина-Мечта склоняет голову на плечо Бетховена, а он со слезами на глазах растроганно её обнимает.
Счастье, когда тебя понимают!
Валентина Лисица. Beethoven Piano Sonata No. 17 "Tempest" 3. Allegretto
P.S.
Валентина Лисица исполняет Sonata 17 Op. 31 "Tempest" - № 3 на репетиции в Торроэлья-де-Монгри (Каталония) 17 апреля 2014 года. Пианистка одета буднично, чуть ли не в домашних тапочках, но талант не зависит от внешних атрибутов. Исполнение как всегда - блистательно-божественное!