Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5×651. Государственный Русский музей.
Моё фото
Напряжённую работу художника по претворению в жизнь замысла картины показывают многочисленные подготовительные работы: рисунки, этюды и эскизы. Художник искал в них наиболее выигрышную композицию будущей картины, графически выражая своё представление о том, как повели бы себя жители города, захваченные врасплох ужасной стихией.
Общее впечатление от набросков и эскизов – единое трагическое чувство, охватившее гибнущих людей в гибнущем городе. В эскизах явственно звучали ноты безысходности, слепой покорности и животный страх перед катаклизмом. От них веяло пессимизмом, который противоречил жизнеутверждающей натуре Брюллова. Гениальный художник постепенно, от эскиза к эскизу, подходил к конечному результату.
В предварительных набросках и эскизах художник изображал фигуры людей в классических формах, отвечающих академическому характеру изображаемых сцен. Но типизация академического изображения, показывающее единое чувство ужаса, не удовлетворяла Брюллова. Взгляду зрителя не удавалось охватить изображение в целом, оно разбивалось на рассматривание отдельных фигур и мешало общему восприятию трагедии, то есть отсутствовал эффект единства людей перед стихией.
Карл Павлович не мог этого допустить. В окончательном варианте он убрал лишние фигуры, придал оставшимся другие позы, добавил характерные детали в виде движений и жестов, а пластическую красоту фигур наполнил ощущением могущественной внутренней силы, которая показала силу их духа перед неизбежной гибелью. Персонажи художник разбил на группы, каждая из которых показывала душевное состояние людей, которые даже перед смертью продолжали исполнять земные дела, выражающиеся в материнском самопожертвовании, в воплощении сыновьего долга, в мужественной самоотверженности, в неподдельном отчаянии и даже в откровенной алчности и эгоизме.
В Государственном Русском музее хранится альбом Брюллова с первыми набросками для картины "Последний день Помпеи", с начертанными художником рисунками "без всякого порядка". Другой альбом с набросками для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Эти графические рисунки-наброски (вместе с живописными эскизами) дают представление о работе Брюллова над композицией картины.
Ниже представлены восемь графических и живописных эскизов Брюллова, по которым можно представить, как как продвигалась работа художника от задумки к воплощению.
[ Spoiler (click to open)]
Набросок. Бумага, тушь, кисть, перо, 17,5×24,4. Инв. 15734. Поступил из собрания Остроухова.
Графический эскиз-вариант. Бумага, бистр, перо, 15,5×18,9 см. Поступил из собрания И. С. Остроухова. Государственная Третьяковская галерея. Один из первых эскизов к картине.
Графический эскиз-вариант. Бумага, тушь, кисть, перо, 17,5×24,4. Поступил из собрания Остроухова.
Государственная Третьяковская галерея.
Графический эскиз-вариант. Бумага на картоне, сепия, тушь, перо, графитный карандаш. 1830. 51,0×71,9. Приобретён П.М.Третьяковым не позднее 1893 года.
Государственная Третьяковская галерея.
Графический эскиз, исполненный сепией. Государственный Русский музей.
Живописный эскиз. 1827—1828. Холст (разграфлённый на квадраты), масло, итальянский карандаш. 58×76 см. Поступил в Третьяковскую галерею в 1929 году из музея Остроухова.
Эскиз. Около 1827—1828. Пермская государственная художественная галерея.
До 1986 года находился в частном собрании.
Графический эскиз. Бумага, карандаш. 65,5×89. Муромский историко-художественный музей.
Живописный эскиз. 1828. Бумага на картоне, масло, 58×81 см, инв. Ж-5081. Государственный Русский музей.
Это самый известный эскиз. Он упоминался Карлом Павловичем в письме к брату Фёдору как "эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской".