mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Странности в картине Крамского "Портрет Некрасова в период "Последних песен"

Когда Крамской получил заказ от Третьякова на портрет Некрасова, он чуть ли не ежедневно стал приходить к Некрасову. Тот был уже в последней стадии тяжёлой болезни, и, наблюдая мучения больного, Крамской не столько работал над портретом, сколько ухаживал за ним. Рисовать ему удавалось лишь урывками по 10-15 минут. Когда Некрасову стало лучше, художник смог уделять портрету уже по час-полтора. Первым делом он тщательно написал голову поэта, чтобы затем продолжить картину дальше. Потом передумал и написал портрет, где поэт изображён по грудь со скрещёнными на груди руками.
Некрасову портрет понравился, и он заказал художнику ещё две копии – для себя и своих близких.


Крамской И.Н. Портрет Н.А.Некрасова. 1877.


Но художника не оставляла мысль запечатлеть Некрасова таким, каким он его видел, но не слабым и угасающим, а творческим и одухотворённым. Крамского глубоко потрясло мужество Некрасова, который вопреки физическим страданиям, продолжал работать над циклом "Последние песни", ради чего он даже отказывался от обезболивающих, чтобы мозг продолжал чётко мыслить.

Крамской решил всё-таки осуществить первоначальную задумку и изобразить Некрасова, прикованным к постели. Он написал Третьякову: "Портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал: в малом виде, вся фигура на постели и некоторые интересные детали в аксессуарах".


Картина получилась, художник дописывал её уже после смерти Некрасова. Он показал не больного человека, а Поэта, продолжающего творить даже в тяжелейшие минуты жизни. Для усиления образа Крамской убрал всё, что по его мнению мешало, и ввёл те атрибуты, которые показывали неукротимую жажду творчества смертельно больного поэта; для воплощения этой мысли он ввёл в картину портреты Мицкевича и Добролюбова на стене, бюст Белинского в изголовье, журнал "Современник" на полке столика, исписанные листки со стихами, самого поэта с блокнотом и карандашом, размышляющим над поэтической строчкой ... даже тёплые цвета ковра и обоев показывают жизненность устремлений поэта.


Крамской И.Н. Н.А.Некрасов в период "Последних песен". 1877-1878. Холст, масло. 105x89 см
Государственная Третьяковская галерея.

И вот тут начинаются мои недоумения.
Сначала Крамской собирался написать небольшую по размерам картину с лежащим Некрасовым. Но в процессе работы он увлёкся идей и увеличил полотно, надшив его с четырёх сторон. Также он изменил первоначальную задумку композиции – Некрасов стал полулежать, опираясь на подушки. Так как размеры композиции увеличились, то, чтобы не писать голову заново, Крамской просто вырезал кусок холста с головой (написанной ранее) и вставил его на соответствующее место в новой картине.
Мне и раньше голова Некрасова казалась странной, хотелось "подвинуть" её ближе к подушкам, чтобы не торчала торчком, а опиралась на подушку затылком, это же естественно, ведь и здоровому человеку трудно держать голову так, как на картине, это требует напряжения мышц шеи и лишних усилий, а Некрасов был в последней стадии болезни, значит, сильно слабым, потому и подушки подсунули ему под голову.


Фрагмент картины с врезкой головы.

Кто был в Третьяковской галерее и внимательно разглядывал картину "Некрасов в период "Последних песен", без труда заметит под краской дополнительные швы на холсте и контур вставки головы.

Так вот. Зачем Крамскому нужны были такие ухищрения. Зачем надставлять холст со всех сторон, вместо того, чтобы взять холст размером побольше и написать на нём картину заново. Крамской отличный портретист, и это не составило бы ему труда. Ведь написал же он ранее фигуру Некрасова на постели, мог бы и голову вписать, а не вырезать её с другого холста и приставлять к телу.

Тем более, если хотел оставить портрет Некрасова в память потомкам (как он говорил), не надо было писать её на приставном холсте, ведь ясно же, что на швах краска обязательно покоробится, и швы станут заметны.
На мой взгляд картина выглядит раненой, неухоженной и заброшенной. По ней проходят заметные полосы, словно кто-то кромсал её ножом. Особенно заметна граница вставки головы.

Лично меня это напрягает. Я уже не размышляю о величии духа поэта (не до этого), а разглядываю непонятные манипуляции художника с холстом. Зачем он это сделал?!
Третьяков, приобретая картину, знал об этом, но не заострил внимания, потому что портрет Некрасова был нуже для галереи. Только знал ли он, что тело Некрасова Крамской писал со своего сына?

Потом я поразмыслила и предположила версию того, почему Иван Николаевич Крамской так поступил.
Изображение головы и поясной портрет художник написал в марте 1877 года, а Некрасов умер 27 декабря. При кишечной онкологии невозможно принимать пищу из-за болей, и, похоже, к декабрю Николай Алексеевич так сильно исхудал, и черты его лица исказились. Писать такое лицо натуры художник не посмел, поэтому воспользовался готовым портретом головы.

Интересный момент.
Когда я в очередной раз разглядывала картину, то отходя от неё, то утыкаясь в неё носом, к ней подошёл невысокий симпатичный молодой человек и тоже стал с интересом её разглядывать. Так как он смотрел и смотрел и не собирался уходить, я показала пальцем на голову Некрасова и сказала: "Видите, вставка с другого холста". Он живенько взглянул на меня и ответил по-французски. Во всей фразе я уловила лишь "кесь ке се", вопрос, знакомый мне из "Дубровского".

Мне стало ясно, что этот француз не знает русского, и решила объяснить ему жестами "что есть что". Не знаю, почему я не попробовала заговорить с ним по-английски, уж наверняка он знал этот язык, ну, как-то не сообразила. А так как французский я не знаю, то пришлось объяснять "на пальцах", показывая то на поясной портрет Некрасова, то на его "вставленную голову", очерчивая круг вокруг своего лица, лица Некрасова и лица на вставке.

Умненький француз всё понял и стал ещё старательней разглядывать картину, периодически переводя взгляд на изображение Некрасова на поясном портрете. Уходя, я оглянулась: он фотографировал картину то издалека, то вблизи ... Молодец, подумала я, теперь расскажет о ней своим соотечественникам!
Хи-хи, получилось, что я двинула русскую живопись в иноземные массы! )))


Портрет Некрасова в Третьяковской галерее.
Tags: иван крамской, некрасов, описание картин, русская живопись, третьяковская галерея
Subscribe

  • Вспоминаю о Русском музее.

    Московские власти обещают к маю снять все ограничения, связанные с пандемией. Якобы откроются для свободного доступа рестораны, театры и кинотеатры,…

  • Ксения Бахчалова. Романс "Не для меня".

    4 апреля прошёл очередной выпуск музыкального шоу "Ну-ка все вместе". Одной из выступавших была Ксения Бахчалова с песней "Не для меня придёт весна".…

  • Ария графини и ... всякие мысли.

    Вчера опять слушала Арию Графини из "Пиковой дамы" в исполнении Елены Образцовой и Валентины Левко. Так и прыгала от одной записи к другой и обратно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

  • Вспоминаю о Русском музее.

    Московские власти обещают к маю снять все ограничения, связанные с пандемией. Якобы откроются для свободного доступа рестораны, театры и кинотеатры,…

  • Ксения Бахчалова. Романс "Не для меня".

    4 апреля прошёл очередной выпуск музыкального шоу "Ну-ка все вместе". Одной из выступавших была Ксения Бахчалова с песней "Не для меня придёт весна".…

  • Ария графини и ... всякие мысли.

    Вчера опять слушала Арию Графини из "Пиковой дамы" в исполнении Елены Образцовой и Валентины Левко. Так и прыгала от одной записи к другой и обратно…