Илья Ефимович Репин рассказывал: "Современники ещё помнят, как на Большой Морской непрерывная масса карет запружала всю улицу; длинным хвостом стояла публика на лестнице, в ожидании впуска, и на улице, по обеим сторонам тротуара, терпеливо и долго ждали целые массы, строго соблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться от тесноты и недостатка воздуха".
Позади три часа стояния, впереди ещё два ...
"Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Вы, вероятно, уже слышали. Этакий молодец - прелесть!" - писал Репину Крамской. Поэт Яков Полонский написал в статье: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками выносили такое невероятное впечатление..."
Современники Куинджи выражали опасение, что краски, которыми пользовался художник, недолговечны, и что время их не пощадит. Иван Николаевич Крамской даже предлагал составить специальный протокол, в котором фиксировались бы впечатления зрителей на протяжении времени, чтобы позже сопоставить отзывы и отметить изменения в картине. Крамской писал о своём впечатлении: я видел картину "при всех моментах дня и при всех освещениях, и могу свидетельствовать, что как при первом знакомстве с нею я не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света, так и во все последующие разы, когда мне случалось её видеть, всякий раз одно и то же чувство возникало во мне при взгляде на картину".
И в тоже время Крамской восхищался картиной, её "удивительной ночью, фантастическим светом и воздухом",
Опасения современников подтвердились. В настоящее время "Лунная ночь на Днепре" и другие картины Куинджи поблекли и потускнели, утратили первоначальную свежесть и уже вызывают не восторг, а интерес, как к любому живописному произведению. Время приглушило зрительные эффекты, но осталось впечатление от украинской ночи и простора над землёй, наполненное воздухом. На мой взгляд, без "включённой лунной лампочки" картина (и другие) сделалась мягче и поэтичнее.
"Лунная ночь на Днепре", 1880. Холст, масло. 105 × 146. Государственный Русский музей.
Снимала смартфоном, sorry.