Выставка работала четыре месяца, до закрытия всего два дня (в воскресенье закроется), но я пошла не по этой причине, а с мыслью, что надо всё-таки попробовать сходить: попаду - хорошо, не попаду - ещё лучше. Встала в очередь возле памятника Шмелёву в 15:05, вошла в Инженерный корпус в 19:55, то есть стояние в очереди было ровно 4 часа 50 минут. Сайт Третьяковки не обманул! Только я всё равно не поняла, зачем я совершила этот подвиг. Поняла, если бы я любила творчество Куинджи, но я-то к нему совершенно равнодушна! Думала, схожу, посмотрю на картины, проникнусь и вдруг понравится ...
Наша часть очереди (из счастливчиков) стала последней, которую запустили в помещение. Остальные, робща и волнуясь (человек метров на 300) остались стоять снаружи. Охрана дверей вызвала к ним (на всякий случай двух полицейских). Когда я вошла, взглянула на часы: было без минуты восемь, то есть успела тютелька в тютельку.
Сейчас подвожу итоги сегодняшнего дня: потеряла 5 часов жизни в очереди; расстегнулся ремешок, и я чуть не потеряла часы (случайно увидела их в сугробе); стражник в дверях чуть не сломал мне руку, я заорала от боли, а он от испуга наорал на меня; тяжёлой входной дверью придавили ногу (стала хромать); женщина при входе отчитала меня за то, что "кассы закрываются, а вы всё идёте и идёте"; смотрительница в зале сделала мне выговор за то, что я заступила за заградительную черту перед картиной ...
Вспомнилась выставка Серова (в ЦДХ) ... когда она закрывалась, очередь из не попавших взбунтовалась, случилось столкновение и даже что-то там разбили (окно или стеклянную дверь) ... похоже, что организаторы выставки Куинджи не сделали выводов из прошедшего и в нынешнем случае опять наступили на грабли.
Я понимаю настроение людей, которые стояли не один час и оказались перед закрытой дверью только потому, что их игнорировали, отдавая предпочтение "левым" посетителям, и боюсь, что в воскресенье случится такое же активное возмущение. Хоть и говорилось на сайте, что электронных билетов нет, но люди с такими билетами шли и шли, образовывая вторую очередь, которую беспрепятственно пропускали, а "живая" очередь стояла без движения.
Одна активная женщина пошла к охране узнать, почему мы стоим, а тех пускают, ей нагло посоветовали, мол, "не хотите стоять, тоже ступайте в ТУ дверь и купите там билет, пройдёте без очереди". Вот так-то.
О самой выставке. Картины в залах оказались все знакомые, видела их в Третьяковке и в Русском музее, но некоторые были иногородние, посмотрела их с интересом, но без восторга. Все картины Куинджи я разделила для себя на три условные группы - с луной над Днепром, с облаками над степью и закаты; остальные были разноплановые: берёзки, дубы, скалы, степь, море ...
Вывод о пейзажах сделала один для всех - в пейзажах Куинджи гений, в них много очарования, физического и божественного Света!
Одна-единственная картина была с фигурой Иисуса Христа, но после пейзажей, я её не поняла (видимо, ещё не доросла до её смысла).
Деталь оформления выставки: в зале с картинами, где изображена луна (их было несколько), был приглушён свет (видимо, для пущего эффекта), люди бродили практически в полутьме и прочитать табличку к картинам было сложновато, и я случайно заступила за ограничение, наклонившись к картине, чтобы разобрать, что написано, и получила громкое замечание (все на меня оглянулись). Смотрительницы залов, видимо, получившие сильный нагоняй из-за кражи "Ай-Петри", бдили за посетителями во все глаза и пресекали любое приближение к картинам ближе метра.
Фотографировать разрешали, но я не фотографировала (зачем?). Сфотографировала очередь на выставку (себе на память) и картину "Ай-Петри" - виновницу недавнего шума. Она одиноко висела на отдельной стене, возле неё похаживал дюжий охранник, делая вид, что к картине не имеет никакого отношения. Да и ажиотажа перед картиной не было, наверное, народ не догадывался, что именно эту картину недавно пиар-крали.
Куинджи А.И. Ай-Петри. Крым. 1890. Бумага на холсте. 39х53. Русский музей.
В общем, как-то так. Я посмотрела все картины Куинджи в одном месте, прониклась общим хорошим впечатлением, но этот художник всё равно не стал моим любимым. Я и раньше равнодушно проходила через его зал в Галерее и тут убедилась, что моё отношение к Архипу Ивановичу, как к художнику, осталось прежним.
Была ещё одна радость от сегодняшнего культпохода - познакомилась в очереди с одним студентом, разговором скрасили часы стояния в очереди. Позже подошла его девушка, и мы продолжали интересно разговаривать уже втроём. Когда прощались, девушка обняла меня и сказала: "Какая Вы хорошая!" Я обняла их обоих и ответила: "Вы тоже замечательные!" На том и расстались, довольные друг другом.