Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Хармс.

Я не искала специально место проживания Хармса, просто шла в музей-квартиру Блока. Посмотрела на другую сторону улицы и увидела на торце дома чей-то силуэт. Пригляделась, узнала. Близко не подходила, издалека посмотрела на мемориальную доску и полочку с цветами. Этого было достаточно: Хармс не из числа моих любимых литераторов. Остальную информацию о доме я узнала из Интернета:

"Даниил Хармс жил в Петербурге на улице Маяковского в доме № 11. К столетию со дня рождения Хармса 22 декабря 2005 года на этом доме была открыта мемориальная доска работы Вячеслава Бухаева. Композиция состоит из мраморного рельефного портрета, полочки для цветов и тюремного натюрморта; на доске выбита строчка из стихотворения Хармса "Из дома вышел человек". И надпись: "Здесь жил в 1925—1941 писатель Даниил Хармс".

IMG_20181220_155605_HDR.jpg
Ул. Маяковского, д.11

GRAFFITI.jpg
Авторы граффити уличный художник из Алма-Аты Паша Кас и ташкентский иллюстратор Павел Мокич. Портрет создан (без санкционирования городской администрации) в 2016 году к 74-годовщине со дня смерти Хармса (Ювачёва).

DOSKA-MEM.jpg
Мемориальная доска. Автор Вячеслав Бухаев.

Моё первое знакомство с Даниилом Хармсом - это большая книга со стихами на плотных станицах, без конца и задней обложки. На передней нарисован круглый жёлтый самовар с мужским лицом, пыхтящий "ха, ха, ха". Эти ха-ха в виде пара уплывали вверх и складывались в буквы "ха-р-м-с". Хармс – это такой поэт, который написал для этой книги стихи. Не знаю, сколько всего стихов было в той книге, я прочла только два стихотворения - "Иван Иваныч Самовар" и "Сорок четыре весёлых чижа".

Прочитав, подумала, что они написаны для слабоумных детей, которые не могут понять услышанное с одного раза, и им надо много раз повторять, например: самовар, самовар, самовар, подошёл, подошёл, подошёл, кипяток, кипяток, кипяток, кран, кран, кран и т.п....
Нет, я понимала, что в повторах есть своеобразная музыка/ритмика, которая остаётся в памяти, но ... стихи не понравились, что ж делать! К тому "Иван Иваныч Самовар" был похож на её пересказ сказки "Репка", только с другими персонажами.

Весёлые 44 чижа были не лучше. Монотонное перечисление обязанностей чижей утомляло и отупляло. К тому же чижей было не 44, а только восемь, и я подозревала, что и восьми не было, а был один чиж: он же раб, невольник, батрак, негр, которого заставляли работать сорок четыре часа в сутки.

Даниил Хармс работал во многих детских журналах, но не из любви к детям, а потому, что эта работа была для него единственным источником заработка. Для многих журналов надо было и много писать. Вот он и изобретал, думаю, стихи с многочисленными повторами, искусственно создавая "длинность" стихотворений. Вроде не халтурщик, но очень близко к этому.

Пример "детского" стихотворения Хармса:

"Иван Тапорыжкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,
Иван, как бревно провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Тапорыжкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Тапорыжкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван как бревно перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Весёлое стихотворение! Только вот птичку собачку жалко!

Детские впечатления самые стойкие, но их можно поменять, если по-взрослому вдумчиво к ним подойти. Но в случае с Хармсом у меня понимания не случилось. А когда я узнала, что Хармс примкнул к группе товарищей (Кручёных, Хлебников, Туфанов, Малевич, Введенский и др.) и стал вместе с ними издеваться над русским языком, я вообще вычеркнула его из круга своих интересов.

Мне не нравится "заумное" творчество этих заумных окололитературных товарищей. Понимаю, все эти Кручёныхи, Введенские и проч. хотели заявить о себе, сотворить нечто оригинальное, но, не имея к этому ни призвания, ни таланта, скатились до выражения словесной глупости и бессмысленности.

У Хармса выходили детские книги, но в соавторстве с другими детскими поэтами, например, с Маршаком, и думаю, что Хармсу в этом повезло, потому что читая стихи настоящих детских поэтов, заодно прочитывали и его.

Похоже, Хармс стал известным из-за своих пошлых анекдотов на тему выдуманных историй из жизни великих писателей: Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и др. Дешёвый приём известен давно, хочешь прославиться, придумай какую-нибудь небылицу об известном человеке, и, чем она нелепее, тем скорее ей поверят, а тебя запомнят. Защитники Хармса относят его анекдоты к юмору, но и юмор должен быть в этических границах и не оскорблять людей.

Пример юмора от Хармса:
"У Пушкина было четыре сына и все идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле и все время падал. Пушкин-то и сам довольно плохо сидел на стуле. Бывало, сплошная умора; сидят они за столом: на одном конце Пушкин все время со стула падает, а на другом конце — его сын. Просто хоть святых вон выноси!"

Так что, из вышеизложенного можно понять, что к творчеству Хармса я относилась прохладно, а после того, как прочитала его повесть "Старуха", оно вообще стало мне неприятным.

Как человека, мне искренне жаль Даниила Хармса, очень жаль. Он умер голодной смертью в 1942 году, запертый в камере психушки Крестов. Война, блокада, голод, холод ... но никто не заслуживает такого конца.

А что касается отношения к его творчеству, то ... время идёт, и всё меняется ...
Tags: мои фото, санкт-петербург, улицы петербурга, фото_петербурга, хармс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

Recent Posts from This Journal