Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Картина Кипренского. Евграф, а не Денис.

Я вошла в зал Кипренского в Русском музее и замерла: со стены прямо на меня смотрел бравый гусар, знакомый по картинкам в учебниках, в альбомах и книгах! Почему-то обрадовалась ему: "Так вот ты какой, знаменитый Денис Давыдов, поэт, партизан, герой Отечественной войны 1812 года!" Но память тут же возразила: "Нет, это не Денис Давыдов, а другой "ещё неведомый избранник" Почему же неведомый? Я вспомнила, что читала исследования искусствоведов, которые то доказывали, то опровергали, кто есть кто на портрете Кипренского.

KIPRENSKII.jpg
Портрет Давыдова. Русский музей, зал 13.
[Spoiler (click to open)]
Искусствовед Э.Н. Ацаркина, исследуя ленинградские архивы, обнаружила Реестр работ Кипренского, составленный в 1831 году самим художником. В Реестре было написано: "Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целой рост картина писана в 1809 году, в Москве". И было приложено описание, соответствующее портрету в Русском музее.

Сначала исследовательница предположила, что на портрете изображён брат Дениса - Евдоким Васильевич, но предположение отпало, так как Евдоким служил в кавалергардах, а на портрете изображён гусар. Ещё раз изучили род Давыдовых и установили, что "Ев.В.Давыдов" - двоюродный брат Дениса Васильевича – Евграф Владимирович, офицер Лейб-гвардии гусарского полка, участник сражений с Наполеоном.
Портрет Евграфа Давыдова был написан Кипренским в 1809 году, Евграф Владимирович к тому времени был уже полковником, участвовал в кампании 1805 года, отличился в битве при Аустерлицем, где "хладнокровием своим доказал отличное мужество". Также участвовал кампании 1807 года.

Доказательства, что на портрете Кипренского изображён полковник-гусар Евграф Владимирович Давыдов были убедительны, но через десять лет московский искусствовед В.М.Зименко указал, что рассматриваемый Реестр был не подлинником, а писарской копией со множеством ошибок и предложил вернуться к мнению, что на портрете всё-таки Денис Давыдов, тем более, что не одно поколение выросло в этом убеждении.

Так кто же на портрете, Евграф или Денис? Я подошла к картине и наклонилась к пояснительной табличке. На ней было написано "никакойэтонеденисдавыдов". Значит, специалисты поверили прижизненному Реестру и дали картине авторское название.

IMG_20181217_182434.jpg

Картина Кипренского обрела конкретное имя, но её историко-художественное значение не изменилось. Евграф он или Денис, но гусар на портрете продолжал вызывать симпатии. Недаром женщины при виде гусаров посылали им воздушные поцелуи и "в воздух чепчики бросали"!
В Романовской галерее Зимнего дворца есть поясной портрет Дениса Давыдова работы Джорджа Доу и, если приглядеться, Денис похож на Евграфа лишь общими родовыми чертами, но они, конечно, разные.

Полковник Евграф Владимирович Давыдов изображён на картине в полный рост. Он в парадном мундире Лейб-гвардии Гусарского полка. На нём ярко-красный доломан со шнурованными петлями золотого цвета и блестящими пуговицами. Бравый гусар в белых лосинах (а не в чакчирах или рейтузах) и в низких сапогах с фигурными вырезами. Высокий, стоячий воротник украшен чёрным бобровым мехом. Ментик отсутствует, но у ног примостилась гусарская сумка (или ташка) одного цвета с доломаном. Вензеля на рукавах украшают парадный доломан, а перевязь на груди свидетельствовала об офицерском чине.

EV.-DAVYDOV.jpg
Кипренский О.А. Портрет Ев.В. Давыдова. 1809. Холст, масло. 162 x 116 cм
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Давыдов стоит в спокойной, даже небрежной позе, опираясь левым локтем о каменный выступ. Мы, потомки, знаем, что в будущей битве под Лейпцигом (1813) правая нога Давыдова будет повреждена осколком гранаты, ядро оторвёт ему левую ногу до колена и кисть правой руки. Герой-гусар словно предвидел эти раны, поэтому на картине перенёс тяжесть тела на правую ногу, оберегая увечную левую, а кисть правой руки в белой перчатке бережно положил на правое бедро. Но портрет написан Кипренским в 1809 году, так что до боевых ранений Давыдову ещё четыре года.

На портрете Евграф Давыдов здоров и полон сил, ему только 34 года. Его левая кисть придерживает саблю, от сабли к поясу идут ремешки крепления того же традиционного полкового цвета. Боевое оружие внушает уважение, легко можно представить, как оно летало над врагом, управляемое крепкой рукой!
Кивер с султаном разместился на полу донышком вниз.

И ещё ...извините за подробность, но облегающие лосины не скрывали некоторые анатомические особенности мужского тела. Рейтузы и чакчиры удерживали натянутость штанин с помощью штрипок, лосины же надевались влажными на голое тело и, подсыхая, подчёркивали рельеф нижней части тела. Не изобразить эту заметную выпуклость художник не мог. всё-таки гусар мужчина, а не бесполое существо!. И, разумеется, рассматривая картину и тем более её описывая, нельзя об этом не упомянуть, ведь, хочешь/не хочешь, а взгляд задерживается.

Поэтому хочу добавить: отмечая особенность лосин подчёркивать линии и изгибы фигуры, ещё Павел I, любитель единообразия воинского строя, издал специальное предписание, чтобы "мужское достоинство заправлялось у всех на одну сторону".

Так что дальше о картине?
Весь её антураж убеждает, что это изображение не только опытного военного человека, но и воина-мыслителя. Задумчивое лицо Давыдова и грустный взгляд создают ощущение его невесёлых размышлений. Весь облик показывает напряжённый внутренний мир этого человека. О чём он думает? О битвах, о ранах, о будущем? Хотелось бы понять его думы.


Общее впечатление от картины – патриотическое, романтическое и мечтательное. Думаю, по этой причине портрет долгое время считался изображением поэта Дениса Давыдова. Этот портрет являлся лучшим отражением героической эпохи начала 19 века, и выражал в лице изображённого воина чаяния передовой части общества, прошедшей испытания Войны 1812 года.

Орест Кипренский, удивительно яркий художник. Сам по натуре романтик, он передавал своё одухотворённое отношение к жизни (не смотря ни на что) изображаемым на картинах людям: уважение к ним, восхищение ими и нескончаемый интерес. Поэтому любой портрет художника надолго приковывает внимание. Зрители не только любуются прекрасными образами, но и интуитивно ждут от картин Кипренского пищи для души, и они её получают.
Tags: кипренский, мои фото, описание картин, русская живопись, русские художники, русский музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments