mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Эдвард Мунк. "Крик" и причины крика.

А баба-Яга против!

Да, я несогласна, что эту картину относят к разряду высоко духовных. Только потому, что никто не может объяснить причину крика у персонажа картины? Я не разделяю общего мнения о высокой художественной и общечеловеческой значимости этого произведения. Немой крик на лице изображённой на картине фигуры не вызывает во мне параллель со скорбными мыслями о негативности человеческой жизни, и я не пребываю в раздумьях и страхе перед будущим наступлением апокалипсиса. Наоборот, считаю этот небольшой кусок разрисованного картона самой жизнерадостной картиной из всех виденных мной, ибо она вызывает во мне такое же желание смеяться, как, например, картина Репина "Запорожцы".



Мунк Эдвард. Крик. 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см
Национальная галерея, Осло


Закат. Приближающиеся сумерки расчерчивают пейзаж на горизонтальные разноцветные полосы. Всё полосато: красное небо, круглое море, сине-чёрная река и блёклая суша. В контрасте с горизонталями представлены полосатые вертикали: покрытие моста, ограждение, фигуры пешеходов.

Единственная округлость – это голова фигуры на переднем плане. Это бесполое существо с разинутым ртом и поднятыми к ушам руками. Если приглядеться, можно увидеть еле заметные очертания причёски. Цвет волос сливается с фоном, и голова кажется лысой, так даже лучше, ибо наличие причёски вызывает размышление о половой принадлежности фигуры, а это лишнее для понимания смысла.

Думаю, и художнику не был важен пол главного персонажа, важнее выражение отчаяния на его лице. Отчаяние есть, а крика нет: он уже отзвучал или только будет. Но будем считать, что положение губ в виде буквы "о" и есть крик.

Бледное существо на картине кричит. Судя по выражению лица, выпученным глазам, поднятым рукам – это крик ужаса. Ужас могли вызвать разные причины, но они никак не связаны с духовностью этого существа, в чём меня пытаются убедить отзывы знатоков на художественных сайтах. Главная мысль их умозаключений в том, что герой картины - предвестник будущего вселенского хаоса, в который неумолимо погружается мир. Звучит серьёзно, но если взглянуть на картину Мунка не заумным взглядом философа, а взглядом обычного зрителя (это я про себя), не отягощённым духовными исканиями, то объяснения крика на картине самые простые.

Художник Мунк наверняка знал, чем вызван крик человека на мосту, но показать зрителям причину не захотел. Он говорил, что хотел изобразить "бесконечный крик, пронзающий природу". Красиво сказано, но это общие слова, не объясняющие ничего! Так говорят все художники о своих непонятных зрителям картинах, чтобы придать им значение и вызвать интерес. А когда людям что-то не понятно, а объяснения нет, то они сами додумывают недостающее.

Лысый человек на картине кричит, что-то его напугало, может, аварию с жертвами увидел, может, вспомнил, что не выключил утюг, может, нечаянно выронил с моста бумажник с зарплатой, когда любовался видом окрестностей, может, боль от мигрени расколола ему голову и пришлось зажать её руками, чтобы не развалилась на части, может, он испугался в приступе боязни высоты .. .. мало ли от чего можно испугаться и закричать?!

Люди так устроены, что не довольствуются простыми объяснениями, им нужны объяснения с высоких позиций, иначе какое это искусство! Ладно, я поверю, что человек с картины Мунка кричит о конце мира, который вот-вот наступит из-за отсутствия у людей духовности, из-за их нежелания совершенствоваться, из-за любви к материальным удовольствиям и от аморальности существования.

Все люди плохие! Только лысый человек на мосту хороший - он один из всех высоко духовный, тонко чувствующий, душевно ранимый. Только он один переживает ужас от надвигающегося погружения в адский мрак и вопит об этом, зажимая голову в жесте отчаяния!

Я сейчас тоже подолью маслица в огонь рассуждений и предложу ещё одну причину крика.

Если вспомнить о причёске и представить существо на картине женщиной, то можно предположить, что встречные мужчины, увидев на мосту одинокую даму, сделали ей непристойное предложение. Она ужаснулась:"Боже, мне?! Как вы смеете?! Ах, какой кошмар!" Она отвернулась в надежде найти спасение, а тут ... толпа любопытных зрителей (мы с вами) ждём продолжения пикантной ситуации. Что делать? И сбежать некуда, может, сигануть за борт? Страшно потерять жизнь, но потерять честь страшнее. Вот и стоит бедняга в ужасе, разинув рот.

А что? Чем моя версия хуже остальных. Вообще-то художник не прав. Он позволил себе сделать зрителей соучастниками сюжета, а может быть - преступления. До такого даже сериал "След" не додумается.

Ладно, согласна, выдвинутые мной причины, особенно последняя, не убедительны. Но ничего библейско-назидательного в картине я не вижу. Обычное изображение с претензией на оригинальность. На картинах Сальвадора Дали полно подобной оригинальности, но никто же не проводит трагичных параллелей!

Талант любого художника способен вызвать у зрителя воображение небывалых размеров. И чем непонятней изображение, тем фантастичнее его объяснение. В доказательство приводятся самые изощрённые рассуждения о художниках и их произведениях, и чем эти объяснения мудренее, тем лучше принимаются.

Кто может открыто сказать, что картина Малевича "Чёрный квадрат" ерунда? Нет таких. Зато есть множество исследований, доказывающих, что "чёрный квадрат" шедевр. У меня, кстати, у самой есть парочка толковых объяснений чёрного квадрата, но как представлю усмехающегося Малевича, то желание проговаривать объяснение вслух пропадает, самой смешно.

Считаю, если произведение нуждается в объяснении, значит, что оно бессмысленно. А бессмысленность не нуждается в объяснении.

Первоначально Эдвард Мунк хотел дать картине название "Отчаяние", но потом передумал. "Отчаяние" название простое, оно само как подсказка. А вот непонятный "Крик" - это нескончаемая пища для рассуждений.

Вот, например, чего только не говорили об усмешке "Моны ЛИзы", а она знай себе усмехается! Потому что она знает, что губы у неё такие с рождения, от природы, и никакой загадки в этом нет. А сколько копий сломано в жарких спорах и дискуссиях! Вот Леонардо посмеялся бы, услышав ...

Вот и я смеюсь. Весёлая картина у Эдварда Мунка, ей-богу! Пусть продолжают искать в ней несуществующий смысл, лично мне он не нужен. Взгляну на кричащее лицо на картине, и мне, чесслово, смешно. И всякий раз само собой придумывается новое объяснение, типа, "Ах, я забыла запереть дверь!" или "Ой, опять молоко убежало", или "Встала утром в шесть часов, нет резинки от трусов ..."! Катаклизм? О, да! только местного масштаба.

Давайте будем проще, господа.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal