Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Художник Кюгельген. Семейство императора Павла.

Всегда любопытно взглянуть на венценосное семейство в полном сборе, а не по отдельности. Тем более, если оно относится к Павлу I, о личности и деятельности которого имеются крайне противоречивые мнения.
Придворный художник императорского двора Франц Герхард фон Кюгельген, осыпанный милостями Павла I, изобразил императора с семьёй под раскидистым деревом в Павловском парке.
Из истории известно, что в связи с рождением старшего внука Александра, императрица Екатерина II подарила сыну Павлу Павловскую мызу на реке Славянка, где позже был разбит дворцово-парковый ансамбль, в центре которого расположился Павловский дворец (просматривается на картине справа), который Павел использовал как летний дворец.


Франц Герхард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Холст, масло. 146 х 215. Государственный музей-заповедник "Павловск".

Картина написана в 1800 году, императору Павлу было 46 лет. Он сидит справа, в белокуром парике, розовощёкий и задумчивый. Он в белых лосинах, в ботфортах со шпорами и в парадном мундире Преображенского полка с государственными регалиями – на шее заметен Орден св. Анны, доставшийся ему от отца Петра III, орден Андрея Первозванного с голубой лентой через грудь, главной награды русского государства и белый Мальтийский крест. Рядом на кресле шпага, украшенная алмазными знаками. У витой ножки кресла треуголка с плюмажем.

Павел сидит боком к своему семейству, словно отгородился от него в предчувствии скорой кончины. Конечно, ни художник, ни семья не подозревают, что через год Павел мученически погибнет от рук заговорщиков, но, возможно, об этом уже знает его старший сын, будущий император Александр I. Хоть Александр уверял, что ничего не знал о заговоре, но "дым без огня не бывает".

Художник несколько отошёл от правил академической живописи, изобразив императора и его семью не в пафосных, а в естественных, непринуждённых позах, но расположение фигур на картине соответствует академическим канонам. Главные персонажи, император-отец и императрица-мать, расположены симметрично друг к другу. Старшие сыновья и старшие дочери по краям изображения, младшие посередине. Всё это уравновешивает изображение и способствует внимательному созерцанию.

Если рассматривать картину слева направо, то изображение открывает скульптурный портрет великого предка Романовых - императора Петра I. Рядом стоят два брата, великие князья Александр и Константин. Они, как и отец, в военных мундирах - Александр в мундире Лейб-гвардии Семёновского полка, Константин в мундире Лейб-Гвардии Конного полка, оба с орденами Андрея Первозванного с голубыми лентами. Братьям соответственно 23 года и 21.

На кресле с розовым покрывалом расположилась императрица Мария Фёдоровна, вторая супруга Павла I. Первая жена Наталья Алексеевна умерла при родах в 1776 году. В том же году Павел женился на Марии Фёдоровне. Павел Петрович и Мария Фёдоровна имели в браке 10 детей - четыре мальчика и шесть девочек.

Рядом с матерью, держа её за руку, стоит 4-х летний сын Николай, будущий император Николай I.
За арфой расположилась 14-летняя Мария Павловна, третья из дочерей. Между Марией и матерью-императрицей стоит Екатерина Павловна. Девочке всего 12 лет.

За фигурой Марии Павловны на фоне зелени возвышается мраморная колонна со скульптурным портретом-бюстом умершей двухлетней дочери Ольги.

На правую ногу Павла облокотилась пятилетняя дочка Анна, отец обнимает её рукой. У кресла внизу сидит самый младший сын – двухлетний Михаил. В его ногах барабан, а в поднятой руке барабанная палочка.
Справа от отца две сестры-погодки: Александра 17-ти лет и Елена 16-ти.

О картине дополнительно.
Работа над портретом велась художником в период 1799-1800 г.г. В Отделе рисунков Государственного Эрмитажа хранится набросок картины пером с расхождением в деталях. Существовал более близкий к окончательному варианту рисунок, который экспонировался в Риге в 1911 году, в настоящее время его местонахождение неизвестно.

Портрет предназначался для личных апартаментов императора в Павловском дворце.
Александр II, рассматривая семейный портрет, заметил, что мундиры Александра и Константина отличаются высокими стоячими воротниками, открытыми спереди, этот фасон был введен Александром I в 1801 году, то есть после написания картины. Из этого следует, что формы старших сыновей переписывались художником по указанию последующих императоров.

При исследовании картины в инфракрасных лучах было обнаружено, что первоначально мундиры Александра и Константина выглядели иначе.
Tags: государи, живопись, история россии, описание картин
Subscribe

  • Какого цвета День 7-го ноября?

    День 7 ноября теперь не считается главным праздником страны, но он таким был в советское время, и его до сих пор помнят. И я помню. И все наши…

  • День 7 ноября. Бывший праздник.

    Сегодня с утра мы вспоминали, как называется завтрашний праздник. То, что в этот день празднуется Икона Казанской Божией матери, мы знали, а какое…

  • День Седьмого ноября не красный день календаря.

    В 2004 году Президент России В.В. Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации". Этот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

  • Какого цвета День 7-го ноября?

    День 7 ноября теперь не считается главным праздником страны, но он таким был в советское время, и его до сих пор помнят. И я помню. И все наши…

  • День 7 ноября. Бывший праздник.

    Сегодня с утра мы вспоминали, как называется завтрашний праздник. То, что в этот день празднуется Икона Казанской Божией матери, мы знали, а какое…

  • День Седьмого ноября не красный день календаря.

    В 2004 году Президент России В.В. Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации". Этот…