mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Карл Брюллов. Везувий зев открыл, и сгинула Помпея.

Везувий зев открыл — дым хлынул, клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
/А.С. Пушкин/

Помпея - древний римский город, расположенный у подножия Везувия. 24 августа 79 года н.э. Везувий низвергнулся, и Помпея погибла, залитая лавой. Жители бежали из города, но две тысячи из них были засыпаны пеплом и погибли.

Брюллов закончил картину летом 1833-го. Её увидели в Риме, а осенью в Милане. Это был триумф! Брюллов в одночасье стал самым известным художником в Италии: ему аплодировали при встречах на улицах, устраивали овации в театре и других местах, где он появлялся. Английский писатель Вальтер Скотт, посетив выставку, долго рассматривал картину, потом подошел к Брюллову и сказал: "Я ожидал увидеть исторический роман. Но Вы создали много больше. Это – эпопея!"

BRYLLOV1.jpg
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5 × 651 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В июле 1834 года "Последний день Помпеи" наконец добрался до Петербурга. Картину сначала выставили в Эрмитаже, затем в Академии художеств. Академия художеств отозвалась о произведении Карла Брюллова как о "лучшем создании XIX века".

Но, восхваляя художника и восхищаясь картиной, современники понимали её по-разному. Гоголь назвал картину "романтическим созданием, глубоко связанным с романтическими переживаниями современного человечества", а Брюллова назвал "гением всеобщим". Герцен увидел в картине "аллегорию дикой, неразумной силы, которая губит людей подобно тому, как их губит политическая атмосфера николаевской России". Художники и профессора Академии увидели в картине "утверждение заветов классического искусства.

Брюллов первым из русских художников сделал сюжетом картины не библейский или исторический миф, а реальное событие из прошлого. Персонажами картины стали не только представители античного мира (Плиний с матерью), но и современники (он сам, Юлия Самойлова). Этим приёмом Брюллов соединил эпохи, позволив зрителям увидеть далёкое прошлое, как близкое и современное.

Взгляд сначала охватывает всё изображение целиком, затем выхватывает отдельные группы, их около 10-ти. Жители Помпеи действуют, согласно принципу "спасайся, кто может", как бывает при стихии, настигающей врасплох. Они спасаются в одиночку или семьями, каждый старается сохранить что-то важное и дорогое именно для него - большей частью это дети и близкие. Только художник уносит с собой ящик с красками, хотя этот груз явно мешает ему спастись.

В положении фигур, в позах и лицах несчастных людей нет признаков безумства толпы, они полны достоинства и величия, как истинные античные герои. Все понимают, что не могут противостоять природному катаклизму и обречены на гибель. Движение на картине лишь на заднем плане, взвиваются кони, падают всадники, опрокидываются статуи императоров, но группы людей на переднем плане замерли, словно завороженные зрелищем настигающего их бедствия. Приближается адский огонь, небо сеет тучи пепла, скоро закончится жизнь этих людей - остановись, мгновенье.

Брюллов писал картину с живых натурщиков, которых располагал в тех же позах, в каких нашли останки при раскопках. Он лично бывал на месте погибшего города, делал наброски местности, линии рельефа, характерные приметы, детали, чтобы потом точно перенести эти исторические подробности в изображение.

В одном из писем Брюллов писал: "Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину".

Интересно рассказать о каждой группе помпеянцев, например, о возлюбленной Брюллова Самойловой, показанной им на картине в четырёх образах, или о нём самом в виде художника, или о погибшей молодой матери в центре картины и её ребёнке, да и о Плинии интересно, но ... в другой раз.
Tags: карл брюллов, мои фото, описание картин, русская живопись, русские художники, русский музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments