mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Смерть Нерона. О картине Василия Смирнова.

Василий_Смирнов (147x200, 27Kb)Василий Сергеевич Смирнов (1858—1890) - малоизвестный, но чрезвычайно талантливый русский художник-академист, писавший на античные темы. После окончания курса обучения в Академии художеств в Петербурге, был удостоен 4-летней пенсионерской поездки в Италию. В Риме увлёкся античностью и начал работать над картиной "Смерть Нерона", которая продолжалась около двух лет.

В 1888 году произведение было закончено и отправлено в Петербург, как отчёт художника о пенсионерской поездке. Совет Академии художеств, рассмотрев и высоко оценив работу, присвоил Смирнову звание Академика исторической живописи. В 1889 году картина была выставлена на Академической выставке, где удостоилась наград и отличий. Была приобретена императором Александром III.

Осенью того же 1889 года у Смирнова обострился туберкулёзный процесс в лёгких. Пребывание в мягком климате Италии не помогло излечению. Смирнов вернулся в Россию, где и умер в возрасте 32 лет.
Творческое наследие Василия Смирнова составляют немногочисленные работы. Большая их часть находится в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, а также в Русском музее.

О картине.

SMERT-NERONA.jpg
Смирнов В.С. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло. 177,5 × 400. Государственный Русский музей.

Сюжет картины лаконичен и отходит от норм академической живописи. Всемогущий император, привыкший жить в роскоши и в атмосфере восхваления и подобострастия, показан лежащим с перерезанным горлом в луже крови в присутствии трёх сердобольных римлянок. Это - бывшая наложница Нерона Акта (Актея) и две кормилицы - Эклога и Александрия. Узнав о смерти Нерона, они поспешили к телу императора-самоубийцы, чтобы спасти его от поругания. В руках одной из них пурпурный царский плащ с золотой каймой, чтобы завернуть в него тело и достойным образом провести над ним обряд сожжения.

Перед созданием картины, Смирнов, вероятно, читал жизнеописание Нерона у Светония. Светоний подробно описывает внешность императора, а Смирнов вырисовывает это на картине: рыжие волосы, коренастая фигура, ноги в неприглядной обуви ...

В картине нет никаких бытовых подробностей, нет вычурных предметов обстановки, нет величественного интерьера с элементами помпезности, столь любимых императором, нет привычной многочисленной свиты - мёртвое тело богоподобного властителя распростёрто на мраморных плитах, как тело простого смертного - ничтожный финал былого могущества.

Скупость красок подчёркивает драматизм события. Картина строга и статична: неподвижное тело, замершие фигуры женщин, скудость обстановки ... всё говорит о только-только наступившей смерти. Сочетание оттенков красного цвета: стены, плаща и крови, вызывает ощущение внутренней напряжённости. И, хотя исторически, после смерти Нерона обрядили в белые одежды с золотой каймой, Смирнов использует в картине материю красного цвета, потому что это цвет крови, которая потоками лилась из жертв Нерона. Жалости к императору нет, но есть уважение к Смерти, как окончанию земного пути человека, пусть злодея, чудовища и нелюдя, но ставшего после смерти равного всем, кого презирал и ненавидел при жизни.

IMG_20181217_193100.jpg
Картина в Русском музее.
Tags: мои фото, описание картин, русская живопись, русские художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal